среда, 10 июня 2020 г.

"Землиродной минувшая судьба" (историческая тема в творчестве А. С. Пушкина)

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный всадник", "Борис Годунов", "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.Одно из первых исторических произведений — "Песнь о вещем Олеге" — написано в 1822 году. Это поэтическая авторская версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда".Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободи-теля, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы "Евгения Онегина", воспевающие подвиг Москвы: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев и "вождь полунощного флага" Орлов. Отечественной войне посвящено и стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в Петре I образцового правителя государства. Он пишет в поэме "Полтава": Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Подобные мысли встречаются и в "Медном всаднике", где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту тему. Здесь поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.В драме "Борис Годунов" Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе "смутного времени". Это был период тяжелейших испытании для России. Драма "Борис Годунов" в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. Автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, согласно которой цель оправдывает средства. И царь Борис, и Рас-. кольников совершают преступления, оправдывая их "благими намерениями", забывая, что злу нет оправдания."Капитанская дочка" — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. Повесть автор напи-сал, работая над документальной "Историей Пугачевского бунта". Но "Капитанская дочка" — это художественное произведение. На разницу в данном случае указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по-своему оригинально проведя границу между реализмом и романтизмом.Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней: Машу могла бы ожидать участь Елизаветы Хар-ловой, а Гринева — сержанта Кармицкого. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый эпический жанр исторической повести.Наш современник Давид Самойлов так написал об этом удивительном произведении:Крестьянский бунт,Начало русской прозы,Не Свифтов смех,Не вертеровы слезы,А заячий тулупчик Пугача,Насильно снятый с барского плеча."Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы. Без нее не было бы "Тараса Бульбы" Н. В. Гоголя, "Войны и мира" Л. Н. Толстого, "Петра I" A. H. Толстого.