пятница, 27 ноября 2020 г.

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.

Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Этовремя разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных дляэтого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспо-щадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего подгнетом крепостного права.

Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русскойлитературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов ихитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.

Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачениявзяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма"Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепост-ников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Ши-нель", показывающие глупость людей, управляющих государством.

Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Су-ществовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечатокна характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на при-мере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". Вэтом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей,ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает по-мещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановим-ся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, вы-сасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведен-ных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущине только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и поро-ки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делаю-щий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачиванияпепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте че-рез пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякаяснедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русскойлитературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, какобраз Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.

В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этотобраз не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Нас-тасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадаетк ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, какпринято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она бо-ится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее мо-рочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред-ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порож-денную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчет-ливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачемЧичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умершихкрестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности- к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкинпревратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимаетего за женщину), стал "прорехой на человечестве".

Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в Россиидельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам дру-гих, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул"своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все че-ловеческое, растлевает его, омертвляет его душу.

В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непо-рядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевнойпустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, которыйможно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного городаН принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, ион ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взя-точник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвас-товство, стремление выдать желаемое за действительное.

В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только соци-ально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота,глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, по-тому что бессмертны человеческие пороки.Н.В.Гоголь.