четверг, 12 ноября 2020 г.

Чацкий и молчалин (Вариант 2)

Чацкий и молчалин (Вариант 2)

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" сталасобытием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшимобразцом обличительного, сатирического ее направления. И.А.Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого,без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов".В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь ростпоказал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями,поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы,гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, болеесовершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль,вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду,остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников,оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегосяперед ним.Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. Вфамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Послетрехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямоиз экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьмапрохладный прием - и со стороны хозяина исо стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпорФамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается нахолодное равнодушное отношение с ее стороны.По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхомпокорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнуласьшея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность ираболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесыон поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшегожитья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе,основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "векомнынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течениерусской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века.Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова:"Он вольность хочет проповедать!".Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстнообличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себячеловеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает отимени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вотуважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители исудьи!Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которыенепримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодоепоколение, идущее другими путями.Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование,гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминаниисмысла .и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд икрепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этогообщества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенноеслово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Ностарый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать посвету, где оскорбленному есть чувству уголок"..Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как егопоражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениямифамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существованиефамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали,если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образМолчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина ивоспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкогопроисхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно,ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами,достаточно образован.Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь неглупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольскиумен, когда дело касается его личной выводы".Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт междуносителями противоположных качеств дворянской молодежи тоговремени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному иблагородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость,подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому,что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который радисвоего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма инизости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочерибогатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может"словечко замолвить".Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкийстрадает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайнофамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин нетерпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастеруслужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, повыражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", тоМолчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящимипатриотами, как Чацкий.