пятница, 6 ноября 2020 г.

Размышление о чести и совести

Размышление о чести и совести

Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни?Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но такли это?По-моему, лучше всего честь и совесть проявляются в экстрема-льных ситуациях. Самая экстремальная ситуация - это война. ОВеликой Отечественной войне писали и пишут очень много. Поэтыслагали стихи и поэмы, писатели писали художественные и публи-цистические произведения. ,Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова"В окопах Сталинграда". В. Некрасов считал, что подобные произ-ведения надо писать по горячим следам и на одном дыхании, пото-му что иначе правда искажается. Автор повести утверждает, чтоправды в его произведении девяносто девять процентов, и всеголишь на один процент он умолчал. И по всей видимости, это заяв-ление справедливо, потому что молодое поколение сравнивает дру-гие произведения с этой повестью, проверяя справедливость и чест-ность других авторов, а современники войны подтверждают, чтовсе написано правдиво и честно. Так о чем же эта повесть? Чем такпритягивает? И что заставляет перечитывать ее снова и снова?"Приказ об отступлении приходит совершенно неожидан-но..." - это самые первые строки повести. Нет никакого вступле-ния. Есть только эти суровые и жесткие слова. Мы сразу погрузи-лись в другой мир и оказались в водовороте событий. Бойцы отсту-пают, что же делать беззащитным жителям? Люди, которые долж-ны защищать, уходят. Они уходят ночью, уходят с опущеннымиголовами."...Мы идем молча, точно сознавая свою вину... Люди завтрапроснутся и увидят немцев..."Они чувствуют себя виноватыми, но почему? Ведь они же не де-зертиры, ведь они собираются вернуться.Главный герой Керженцев пытается оправдать себя, своих това-рищей, оправдать само отступление. Чуть позже Керженцев сновапопадает в- "поток отступления", и снова его мучают угрызения со-вести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины.Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающиелица. Он не знает, что он может им ответить? В детских книжкахрассказывается о доблертных героях, которые с легкостью побеж-дают врагов. Но война - это совсем другое. Это натертая пятка,насквозь пропотевшая гимнастерка и "немцы в самой глубине Рос-сии". На войне узнаешь людей по-настоящему. И в повести В. Не-красова мы встречаемся с Калужским. Он разговаривает с Кержен-цевым. Он говорит ужасные вещи: "Не волнуйтесь! немцы соби-раются уложиться в срок..." А ведь он комбат! И у Керженцева по-является единственное желание: "В морду тебе дать!" Разве можноговорить здесь о чести и совести Калужского? Разве эти качестваесть у него? Но, может быть, они у него когда-то были? Ведь войнане только раскрывает сущность человека, но и меняет его. Напри-мер, Игорь, друг Керженцева. Конечно, он не стал подобным Ка-лужскому, но и его сердце загрубело, и его душа вымоталась. Впроизведении В. Некрасова очень много страшных, парализующихдушу картин.На мой взгляд, самые ужасные картины следующие:"...Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жал-кая!.. Глаза его вдруг останавливаются, точно увидел что-то необы-чайно интересное, и весь он медленно, как-то боком садится надно Его оттаскивают. Беспомощно подпрыгивают по земле но-ги..."Вторая картина еще ужаснее, хотя ее описание занимает всегонесколько строк в повести:"...Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинувруки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что явидел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли,желания. Сейчас - смерть..." Мне не хочется ничего говорить:лучше и ярче В. Некрасова я не смогу сказать. Все и так предельноясно: грань между жизнью и смертью очень тонка, а на войне сти-рается совсем.Поступить по чести, по совести - погибнуть за Родину. Но нелучше ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ничегоценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точкизрения: "Взять высоту любой ценой". Он приказывает атаковатьпод прямым огнем. Майор предлагает другой вариант, в котором убойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь.Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-затрусости, он грозит им даже пистолетом.Начальство не сомневалось во мнениях, а ведь их непониманиедруг друга стоит многим людям жизни. Как быть с совестью здесь?В повести, прочитав ее от начала до конца, мы не найдем великихвоеначальников.Не найдем мы военачальников и у Василя Быкова. Его произве-дения о простых людях, но о сложных душах этих людей. Его ге-рои всегда стоят перед выбором. Сотников не исключение. Книгатак и называется "Сотников".Сотников и Рыбак - главные герои. Рыбак более приспособлен,чем Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, сам вызвалсяидти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни откакой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев,предавших свой народ. Он прекрасно относится к своему товарищуи на протяжении всей повести заботится о Сотникове. И не простозаботится, он тащит его на себе. Сначала он проявил слабость иоставил раненого товарища. Его охватил страх, страх за своюжизнь. Ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Аведь он поборол свой страх, хотя это далеко не просто. Совесть ичесть одержали победу над страхом и жалостью к себе. А это не мало!После этого поступка Рыбака все предвещает хороший конец.Ио... все получилось совсем иначе.Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие отСотникова. Сотников физически уступает Рыбаку. Он менее при-способлен к жизни в отряде, но больной идет в разведку, потомучто никто больше не пошел. Всю дорогу Сотников испытывает пе-ред Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому чтоотстает. А время терять было нельзя. Он чувствует угрызения сове-сти за то, что они попали в плен, за то, что из-за них забрали Дём-чиху и Басю. Сотников пытается взять всю вину на себя, но... Сот-ников, уступая Рыбаку физически, несомненно, превосходит егоморально. Ведь оба героя стоят перед выбором, но оказались поразные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов.Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, чтобольшой вины за ним нет."...Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы вы-жить, но он не изменник..."Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается.Рыбак должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, должен ли-шить своего товарища жизни. Он в ужасе!А Сотников в это время обводит взглядом толпу. Ему противностало от предательства Рыбака. Для него это было самым страш-ным преступлением. Последним, кого видит Сотников, - мальчик,который со страхом и дрожью наблюдает за казнью. На его лицебыло безутешное горе. Сотников не удержался и улыбнулся однимиглазами мальчику. Мне кажется, он хотел, чтобы мальчик понял,что лучше умереть, но не стать предателем.Мне даже стало жалко Рыбака. Мне кажется, он чуточку завидо-вал Сотникову: ведь его страдания закончились. В глубине души он(Рыбак) понимает, что ему не вырваться отсюда, и решает свести сче-ты с жизнью; "...в тартарары, навеки это единственный возмож-ный выход..." Но судьба прокляла его: ремня не было, оставалосьтолько жить, но как жить? Вот такое сложное чувство - совесть.Совесть всегда связана с другими чувствами души. Я думаю,она неотделима от веры, веры в людей."Западня" повествует именно об этом.Командир роты Клименко попал в плен. Немцы не стали егоубивать, они воспользовались документами, которые были у Кли-менко. Объявив солдатам, что их командир предал их, отпустилиего. Дальше идет очень напряженная сцена. Стоит мертвая тиши-на, Клименко идет к "своим". Он даже не понял сразу, что случи-лось, но, когда это стало доходить до его сознания, он покрылся хо-лодным потом: его могли убить свои. Почему могли? Они должныбыли его убить! Но он дошел, а выстрелов не было. Начались вы-крики: "Предатель!.. Трус!& Но по его лицу солдаты поняли: он ихне предавал! Он не мог их предать!Провокация немцев не удалась, хотя, конечно, были и другиеслучаи.В "Обелиске" Василя Быкова главный герой - Алесь ИвановичМороз - поступает по совести, так, как считает правильным инужным. Ребят забрали полицаи и потребовали, чтобы пришелА. И. Мороз, - только тогда они отпустят детей. Все понимали,что немцы никогда никого не отпускают, понимает это и АлесьИванович, но он не может по-другому, он знает, что должен пойти,и идет. И до последней минуты он старается спасти хоть одного изребят, что ему и удается.По-моему, Алесь Иванович Мороз совершил геройский посту-пок. Почему поступок? Подвиг!Честь и совесть - это то, без чего не может жить человек.