пятница, 6 ноября 2020 г.

Сатирическая проза 30-х годов

Сатирическая проза 30-х годов

В советское время в течение многих десятилетий история нашейлитературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась иобеднялась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, какЗощенко, Булгаков и Платонов, оказались недоступными читателю, асуть их творчества - извращенной и оклеветанной. Но, несмотря нажестокий идеологический контроль, духовное сопротивление влитературе никогда не прекращалось. Из глубин литературы встаютимена художников, особенно жестоко гонимых режимом, всемиусловиями жизни обрекаемых на молчание и творческую гибель,однако же создавших свои нестареющие книги, вопреки страшномудавлению, созданному тоталитарный государством. Это М. Булгаков, А.Платонов, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Зощенко,А. Солженицын. Сегодня эти имена известны всем.На долю Михаила Михайловича Зощенко (1895-1958) выпала слава,редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всеготри-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутитьсебя знаменитым не только в- писательских кругах, но и в совершенноне поддающейся учету массе читателей.Да, слава Зощенко была небывалой для нашей литературы. Но чем жеее объяснить? Чем объяснить, что на книги Зощенко, по выражению К.Чуковского, с каждым годом все возрастал и возрастал "ненасытныйчитательский спрос"?Зощенко писал: "Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей".Немало ли для такого успеха? Не мало. Далеко не каждый, даже оченьхороший писатель, познавший жизнь простого народа и задавшийсяцелью, своим трудом принести ему реальную помощь, способенспуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых идля которых он пишет, на их повседневном, понятном им языке и втой же тональности, в какой говорят они между собой в обыденной длясебя обстановке: в семье, на работе, в трамвае.На что же направлена сатира М. Зощенко? По меткому определению В.Шкловского, Зощенко писал о человеке, который "живет в великоевремя, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией икопейками. Человек за мусором не видит леса". Ему надо было открытьглаза. В решении этой задачи и увидел Михаил Зощенко своеназначение. Это и стало впоследствии великим литературнымдостижением этого уникального писателя.О чем же пишет М. Зощенко? Темы его рассказов разнообразны - этонеустроенный быт, кухонные "разборки", жизнь бюрократов,обывателей, чиновников, комичные жизненные ситуации. Читая-произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20-30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящимипримусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда и драки. Мывместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом впрокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовыжениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ "Баня" в каждомчеловеке вызывает улыбку. Разве не комично, что люди должны в банепривязывать номерок к ноге. "Номерки теперича по ногам хлопают", -жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, гдеперед больными висит плакат: "Выдача трупов с трех до четырех".Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы,киносценарии, критические статьи и многое другое - всего около статридцати книг вышло при его жизни. Разбираясь в его наследии, думаянад ним, мы, конечно же, вспомним Гоголя, Салтыкова-Щедрина,Чехова, и еще раз подивившись тому, сколь стойки и неувядаемытрадиции классической русской сатиры, где смех всегда был лишьвнешней формой, за которой всегда стояло идущее от сердечной болигражданское содержание, мы неминуемо придем к мысли, что Зощенкоиз этого ряда, что он, как и его великие предшественники, верил внарод, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя ирасстаться с тем, что мешает его историческому движению.Идейно-художественная перестройка М. Зощенко показательна в томотношении, что она сходна с рядом аналогичных процессов,совершавшихся в творчестве его современников. В частности, у И.Ильфа и Е. Петрова - новеллистов и фельетонистов - можнообнаружить те же тенденции. Наряду с сатирическими рассказами ифельетонами на страницах "Правды" и других изданий печатаются ихпроизведения, выдержанные в лирико-юмористическом ключе.Широкая сфера интересов писателей, пытливое исследование причинмногообразных отрицательных явлений жизни запечатлелись вновеллах, фельетонах Ильфа и Петрова. Сатириков волновало все - откоренных вопросов строительства новой культуры до организацииразумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Выступаяпротив тех, кто извращает законы и нравственные нормы, Ильф иПетров были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам,конъюнктурщикам, к многочисленным фактам равнодушия ичерствости."Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" соединили в себе и юморхарактеров, и комизм положений, в которые попадают герои, иостроумную манеру языка, которым написаны эти произведения.Сатира в них направлена на уходящий мир, который в произведениипредставлен Ипполитом Матвеевичем,- на то, что у людей не осталосьникаких духовных ценностей - Эллочка Людоедка одна из таковых.Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный геройдвух романов, - это похождения незаурядного плута, проходимца,насмешника. Но всмотритесь! До чего же нам это знакомо! Ведь мыкаждый день сталкиваемся с такими же Остапами Бендерами, ониокружают нас повсюду. Кругом фиктивные конторы, банки,напоминающие контору "Рога и копыта". Мне кажется, все это иобуславливает неувядающий интерес к произведениям Ильфа иПетрова, это и делает их такими современными и актуальными в нашидни.Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и порокиобщества. В самом начале нашего века писатель, которому сужденобыло столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своеготворчества, создал бессмертный роман "Мастер и Маргарита". Зовутэтого писателя Михаил Афанасьевич Булгаков. Ранняя сатирическаяпроза Булгакова была частично опубликована в его сборниках "Роковыеяйца" и "Дьяволиада". Повесть "Собачье сердце" была конфискована"органами". После этого при жизни писателя книг у него не было.Пьеса "Дни Турбиных"была разрешена только о МХАТе и выдержалатам при жизни писателя почти тысячу спектаклей. Остальные пьесы -"Зойкина квартира", "Багровый остров", "Адам и Ева", "Бег","Блаженство", "Кабала святош" были либо скоро сняты с репертуара,либо вообще не разрешены. При жизни писателя роман "Мастер иМаргарита" также не увидел свет.Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.Эпоха, изображенная в булгаковском романе, дает нам яркоепредставление о жизни Москвы в те далекие-годы. Писатель смеетсянад примитивностью жилищных условий, тяжбой из-за квартир.Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенноиспортил москвичей. В романе нашли свое отражение и начинающиесяв тридцатые годы массовые незаконные аресты. Так квартира номерпятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде "пользовалась дурнойславой", потому что и до его появления из нее бесследно исчезалижильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который,едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничегоне зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как развсучил Берлиозу статью для напечатания и вел с ним сомнительныеразговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов иподозрительности, такая Типичная для тридцатых годов.Поместив в Москву тридцатых князя тьмы Воланда и его свиту,Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг ипрожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы. покарать взяточников,лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра, анаоборот, они предстают перед судом преисподней. Сеанс черноймагии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом ипереносном смысле "раздевает" присутствующих граждан.После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второерождение писателя произошло через четверть века, послеопубликования в 1967 году романа "Мастер и Маргарита". СудьбаБулгакова подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда отом, что "рукописи не горят". Будто заранее было предсказано, чтоМихаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовнойакадемии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны иреволюции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнаетвкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своимикнигами.Итак, традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестящеразвиты писателями начала XX века - Зощенко, Булгаковым, Ильфом иПетровым. Эти традиции продолжают .развиваться и в современнойлитературе. Я думаю, что наше время тоже остро нуждается в крупныхталантливых сатириках, которые смогли бы нам открыть глаза. А темыи жизненный материал, на мой взгляд, писатели с легкостью могутнайти в нашей действительности.