пятница, 20 ноября 2020 г.

Анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева ("Не то, что мните вы, природа...")

Анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева (

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Стихотворение "Не то, что мните вы, природа" написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах... Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним "понятным сердцу языком". Стихотворение начинается со слова "не", чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. "Душу", жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужскихрифм. Ассонанс на "и", "а" и "о" придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов ("лик", "чрево", "древо") и ударения ("приклеил"). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:Вы зрите лист и цвет на древе:Илъ их садовник приклеил ?Илъ зреет плод в родимом чревеИгрою внешних, чуждых сил?.. Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение ("Солнцы не дышат", "не совещалась в беседе дружеской гроза"), метафоры ("весна не цвела", "ночь нема была"), сравнения ("живут в сем мире, как впотьмах"). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.В стихотворении "Не то, что мните вы, природа" есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что "глухие" люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — "голос матери самой". Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.