суббота, 21 марта 2020 г.

Творческий путь В. А. Жуковского

Творческий путь В. А. Жуковского

Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.В. А. Жуковский В русскую литературу Жуковский внес "первое про-буждение духа", сознавшего себя "духом". Он прямо связал поэзию с жизнью и утвердил принцип — "живи, как пишешь, и пиши, как живешь". Но чаще всего в "святых воспоминаниях" поэт путешествует по иным мирам грез и мечтаний, приоткрывает завесу таинственного и неизведанного:Чтоб о небе сердце знало В темной области земной, Нам туда сквозь покрывало Он дает взглянуть порой... Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии. Он был яезаконорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его, Елизавета Дементьевна Турчанинова, жила в усадьбе Мишенское сначала в качестве няньки при детях Буниных, а потом домоправительницы. Родившийся у нее сын по желанию Бунина был усыновлен бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским, жившим у Буниных "нахлебником". Это позволило Жуковскому сохранить звание дворянина и избежать трудной участи незаконнорожденного ребенка. Мальчик был принят в дом отца и вскоре сделался всеобщим любимцем. Он рос в окружении старших сестер по отцу и их дочерей. Женская атмосфера дома Буниных отразилась на его характере — мягком, чувствительном и мечтательном. В то же время двусмысленное, неопределенное, неестественное положение его в этой семье способствовало раннему духовному созреванию. В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Годы учебы в пансионе сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов юноши. Опытные и уважаемые наставники этого учебного заведения — директор университета И. П. Тургенев, друг Карамзина, бывший воспитатель Александра I, и настоятель пансиона А. А. Прокопович-Антонский - уделяли большое внимание духовному образованию воспитанников. Утверждались идеалы нравственного самоусовершенствования, культивировались личные и гражданские добродетели, поощрялись литературные интересы и склонности к самостоятельному поэтическому творчеству. При пан-сионе существовало литературное общество, которое выпускало специальный альманах "Литературная заря". Вскоре Жуковский стал активным участником этого общества и автором многочисленных сочинений, в которых он подражал Ломоносову, Державину и Хераскову, а также писал рассуждения на морально-этические темы. В 1805 году случилось событие, которому было суждено сыграть важную роль в жизни Жуковского и по-своему отразиться на судьбах всей отечественной культуры, на русском понимании духовной природы любви. У старшей сестры Жуковского по отцу, Екатерины Афанасьевны Протасовой, жившей в Белеве, в трех верстах от Мишен-ского, подрастали две дочери - Маша и Александра. "Были они разные, и по внешности, и по характерам", — писал замечательный биограф Жуковского писатель Б. К. Зайцев. Старшая, Маша, была миловидной и нежной, с не совсем правильным чертами лица, в мелких локонах, с большими глазами, слегка вздернутым носиком, тонкой шеей, выходящей из романтически-мягкого одеяния, - нечто лилейное. Она тиха и послушна, очень религиозна, благосклонна к бедным, больным, убогим. Русский скромный цветок, кашка полей российских. Александра другая. Это — жизнь, резвость, легкий полет, гений движения. Она красивее, веселее и открытей сестры, шаловливей. Пришло время учить девочек, а средства скромны — Жуковский согласился быть их домашним учителем... Так начался возвышенный и чистый любовный роман Жуковского и Маши Протасовой, который продолжался до преждевременной смерти его героини в 1822 году. Екатерина Афанасьевна, мать Маши, узнав о ее чувствах к Жуковскому, заявила сурово и решительно, что брак между влюбленными невозможен по причине близкого родства. Ни уговоры, ни подключения к ним друзей, ни сочувственное вмешательство высокопоставленных духовных лиц не могло поколебать решения Екатерины Афанасьевны Протасовой. Всякие надежды на земной брак для скрепления "брака духовного" были Жуковским и Машей потеряны навсегда. История этой романтической любви нашла отражение в целом цикле любовных песен и романсов поэта. По ним можно проследить все движения этого чувства, глубокого и чистого во всех его видоизменениях. В "Песне" 1808 года оно светлое, радостное, исполненное надежд:Мой друг, хранитель-ангел мой, О ты, с которой нет сравненья, Люблю тебя, дышу тобой; Но где для страсти выраженья? Во всех природы красотах Твой образ милый я встречаю; Прелестных вижу - в их чертах Одну тебя воображаю. В следующей "Песне" 1811 года, после отказа Екатерины Афанасьевны, тональность поэтических чувств решительно изменяется в сторону меланхолии:О милый друг! теперь с тобою радость!А я один — и мой печален путь;Живи, вкушай невинной жизни сладость;В душе не изменись; достойна счастья будь...Но не отринь, в толпе пленяемых тобою,Ты друга жизни прежнего, увядшего душою... С 1817 года начался крутой поворот в жизни Жуков-ского, заставивший его на долгое время отложить заня-тие поэтическим творчеством во имя другой, не менее, а может быть, даже более значимой в его глазах исторической миссии: он становится учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны. А в 1826 году ему предлагают должность наставника-воспитателя великого князя Александра Николаевича. Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца "великих реформ" 1860-х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости. В 1841 году Жуковский завершил свое дело и, щедро вознагражденный, вышел в отставку. Последнее десятилетие жизни он провел за границей, где весной 1841 года женился на дочери старого друга, немецкого художника Е. Рейтерна. Последним стихотворением Жуковского стал "Цар-скосельский лебедь", передающий трагические мысли поэта, пережившего своих друзей и оставшегося одиноким в новую историческую эпоху. Жуковский скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Согласно завещанию тело поэта доставили в Россию и предали земле на кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге.Лебедь благородный дней ЕкатериныПел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый!А когда допел он — на небо взглянувшиИ крылами сильно дряхлыми взмахнувши —К небу, как во время оное бывало,Он с земли рванулся... и его не стало...