вторник, 17 марта 2020 г.

Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой

Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой

А. Т. ТвардовскийНе так давно я прочитал поэму А. Т. Твардовского "По правупамяти". Признаться, до того момента мои знания о поэте были ве-сьма ограниченными, ибо основывались (думаю, как и у большин-ства нынешних школьников) лишь на широко известной его поэме"Василий Теркин". Но это незнакомое мне ранее произведение глу-боко поразило меня той искренностью выражения наболевшихчувств, которой оно пронизано с начала до конца. Кроме того, оновызвало у меня интерес к самому поэту.А. Т. Твардовский, знакомый многим читателям по своим про-изведениям о войне, известен еще и как активный общественныйдеятель. Будучи в годы хрущевской "оттепели" главным редакто-ром журнала "Новый мир", он своими усилиями буквально пода-рил читателям произведения многих литераторов, запрещенные вовремя сталинской диктатуры. Именно с его помощью увидел свет ирассказ никому тогда еще не известного А. Солженицына "Одиндень Ивана Денисовича", ставший событием огромной важности нетолько в литературной, но и в общественной жизни страны.Над поэмой "По праву памяти" автор работал в течение трехлет и закончил ее в 1969 году, но во время "застоя" из идеологиче-ских соображений она просто не могла пройти цензуру и былаопубликована лишь восемнадцать лет спустя, что, несомненно,только повышает интерес к ней.Чувствуя на склоне лет острую потребность успеть сказать о са-мом главном, в чем-то покаяться, о чем-то предупредить, Твардов-ский в поэме размышляет о трагической" судьбе своего поколения.Автор вложил в небольшое по размерам произведение всю боль, ко-торую вызывали в нем воспоминания о страшных преступленияхтого времени.Во вступлении поэт готовит читателя к обсуждению важныхпроблем, настраивает его на серьезный лад:Перед лицом ушедших былейНе вправе ты кривить душой, -Ведь эти были оплатилиМы платой самою большой...Сама поэма разделена на три части, причем первая противопос-тавлена двум другим. В ней автор рассказывает простую, немногогрустную историю о том, как двое молодых людей, собираясь поки-нуть родные края, думают о будущем, мечтают быть полезнымисвоей стране, своему народу; они уверены: счастье "сторицей долж-но воздать за наш порыв". Но уже к концу первой части тон авторастановится все мрачнее, читатель чувствует, как сгущаются крас-ки. Поэт дает понять, что очень скоро беззаботная юность этих лю-дей закончилась и жизнь встретила их не слишком приветливо."Сын за отца не отвечает" - так названа вторая часть поэмы.Из нее мы узнаем страшную "быль" о том, какие ужасные мукивынуждены были терпеть дети репрессированных граждан, великоемножество которых не только не совершало никаких преступле-ний, но всячески старалось помочь молодой стране подняться изразрухи и нищеты. Отец самого Твардовского был раскулачен и со-слан на Северный Урал, и молодому человеку приходилось всту-пать в жизнь и в литературу с клеймом "кулацкого сынка".А как с той кличкой жить парнишке,Как отбывать безвестный срок, -Не понаслышке,Не из книжки.Толкует автор этих строк...Но основной, на мой взгляд, задачей этой части было показатьту ужасающую простоту, с которой принимались решения, способ-ные изменить жизнь миллионов граждан. Переживания и чувствалюдей не просто не брались в расчет - подразумевалось, что ихпросто не существует, что вместо людей - лишь механические ис-полнители воли "высшего" существа. И государственная машинарастила и тщательно готовила тех, кто впоследствии мог стать та-ким механизмом, кто в угоду начальству был готов на все.Особенностью поэмы является то, что при малом объеме текстаавтору удается сказать о многом. Так, постоянно возвращаясь вовторой части к фразе: "Сын за отца не отвечает", поэт размышляети об исторических последствиях этого лозунга, и о своей личнойвине перед родителями, и о том, что "за всеобщего отца мы оказа-лись все в ответе...".Третья часть является предостережением нам, потомкам, ужене заставшим это время, об опасности забыть всю бесчеловечностьтой власти, которая управляла страной многие десятилетия. И этопо-настоящему актуально не только для времени написания поэмы,когда "у руля" находился Л. И. Брежнев, но и для наших дней.Так давайте же вдумаемся, вчитаемся в строки поэмы, поймем,что...это было явной быльюДля тех, чей был оборван век,Для ставших лагерною пылью,Как некто некогда изрек.Поколение, к которому были обращены эти слова, не имело воз-можности прочитать их и осознать их справедливость и важность.Последствия этого мы ощущаем уже сейчас, наблюдая митинги идемонстрации, их участников, несущих портреты Сталина, мечтаю-щих о "сильной руке". Так пусть же до сознания каждого дойдутстроки, обращенные к нам два с половиной десятилетия назад:А вы, что ныне норовитеВернуть былую благодать,Так вы уж Сталина зовите -Он богом был -Он может встать.В этом небольшом произведении Твардовскому удалось выра-зить множество различных чувств и переживаний советской интел-лигенции, точнее, той ее части, которая, несмотря на явно неблаго-приятные условия, пыталась противостоять режиму, не поддатьсядавлению сверху, сохранить человеческое лицо, не запятнать своюсовесть. И нам, нашему поколению, находящемуся на пороге зре-лой жизни и видящему нестабильность общественного сознания,именно нам не просто полезно, но жизненно необходимо изучатькак историю, так и литературу нашей страны, чтобы в решающиймомент выбора не сделать роковой ошибки и не ввергнуть ее в ха-ос, разруху, нищету. Ярким примером такой литературы, знаниекоторой помогает формированию активной жизненной позиции,может служить именно поэма "По праву памяти", описывающаялишь малую часть того, что пришлось пережить народу, но все жедостаточно глубокая и серьезная, чтобы заставить задуматься надпрошлым, оценить настоящее и предотвратить ужасные ошибки вбудущем. И пусть девизом для всех нас будут заключительныестроки поэмы:Зато и впредь как были - будем, -Какая вдруг ни грянь гроза, -Людьмииз тех людей,что людям,Не пряча глаз,Глядят в глаза.