вторник, 28 июля 2020 г.

Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?

Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?

Н. В. Гоголь(По произведениям М. А. Булгакова)"Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!" СтрокиФ. И. Тютчева из стихотворения "Цицерон" услышаны и воспри-няты нашим поколением особенно остро: мы живем в эпоху пере-мен.Каким будет завтрашний день? Оттого, вероятно, мы так при-стально вглядываемся в творчество писателей, живших во временабурных социальных катаклизмов. Наверно, этим объясняется нашповышенный интерес к наследию М. Булгакова, писателя, чьи ге-рои разделили судьбу России в годы тяжелейших испытаний, пере-жили роковой для нашей истории 1917 год и Гражданскую войну.Вихрь драматических событий, увлекший героев "Белой гвар-дии", повестей "Собачье сердце", "Роковые яйца", запечатлелся и всудьбе самого писателя. В родном Киеве он был свидетелем болеедесяти переворотов, как враг не мог избежать мобилизации сначалав армию Петлюры, затем в белую гвардию. Узнал красный и белыйтеррор, да и в новой, изменившей свой социально-политический об-лик России жил в сложнейших условиях небывалого государствен-ного эксперимента, опасного своей непредсказуемостью. Писателянеотступно мучил вопрос: "Что же будет с нами дальше?" В1919 году появляется его статья "Грядущие перспективы". Мрач-ным пророчеством звучат в ней слова: "...придется много драться,много пролить крови, потому что, пока за зловещей фигурой Троц-кого еще топчутся с оружием в руках одураченные им безумцы,жизни не будет, а будет смертная борьба... Мы будем завоевыватьсобственные столицы". Булгаков говорит о неминуемой расплате забезумие октябрьских дней, за самостихийных изменников, развра-щение рабочих, за Брест, за безудержное пользование станками дляпечатания денег. "И только тогда, - продолжает он, - когда будеточень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать пол-ноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы".Время подтвердило правоту Булгакова, но в те грозные годы, накоторые пришлась жизнь писателя, его позиция воспринималаськак вражеская. Новые идеологи, охваченные эйфорией победы,имели немало именитых союзников среди литераторов, готовыхслужить делу революции.Роман "Белая гвардия", написанный в 1923-1924 годах, про-звучал совершенно неожиданно: в нем отсутствовала революцион-ная героика, но была боль за Отечество, поруганное, истерзанноевойной, и боль за людей, попавших под колеса истории."Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от на-чала же революции второй". Кровавые вершатся в нем дела под си-янием "красного дрожащего Марса". Нет привычного мира. "Городжил странною неестественной жизнью..." Киевом пытались овла-деть разные политические силы: здесь столкнулись войска гетмана,поддерживаемые немецкими оккупантами, петлюровцы и больше-вики. Кто победит? За кем должна будет пойти Россия?Эпиграф романа, взятый из повести А. С. Пушкина "Капитан-ская дочка", передает состояние растерянности, неизвестности, тя-желых предчувствий, в котором оказались люди. Ощущения катаст-рофы переживает милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных.Жестокое время, как пишет автор, "перебило им жизнь на са-мом рассвете". Их духовная красота, казалось бы, должна бытьвознаграждена счастливой судьбой, но им "придется мучиться иумирать". Страшная действительность, в которой они оказались,заставляет вспомнить картины Апокалипсиса: "Третий ангел вы-лил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь". Толькоза кремовыми шторами могут укрыться Турбины от разрушитель-ной стихии улицы. Сколь непрочна эта преграда!Турбины еще молоды, но нравственный мир их уже сформиро-ван всем укладом предыдущей жизни: прекрасными семейными от-ношениями и традициями, теплом их гостеприимного дома, высо-кой культурой. Несмотря на трудности времени, Турбины поддер-живают заведенный порядок. В их доме по-прежнему уютно: ска-терть накрахмалена, полы лоснятся, в вазе стоят голубые гортен-зии и знойные розы. Здесь находят приют и спасение старые дру-зья: Мышлаевский и Карась, мужественные, честные офицеры,верные присяге, брошенные на произвол судьбы продажнымиштабными командирами;Шервинский, адъютант гетмана, позорно бежавшего из Киева снемцами;Лариосик, милый романтик, поэт, бесконечно добрый и, к не-счастью, совсем не готовый к суровым испытаниям.Политическая сумятица, война не изменили их убеждений. Со-весть не позволяет им, подобно Тальбергу, бросить Россию, хотяони понимают, что положение их безнадежно. Им хотелось бы ве-рить в то, что, может быть, государь жив или что удастся попастьна Дон к Деникину. Сейчас, когда мы знаем трагический итог бело-гвардейского сопротивления, возможная дальнейшая судьба этихгероев вызывает смешанные чувства уважения и скорби.Булгаков оставляет своих героев в самый напряженный момент:следом за Петлюрой уже звучит красная канонада. Что будет с Еле-ной, Алексеем, Николкой, их друзьями? Что будет с Россией? Ав-тор, безусловно, знал ответы на эти вопросы, поскольку на его гла-зах возникал государственный монстр, не знающий аналогов в ми-ровой истории.Революцию, да еще такую безжалостную, кровавую, писательвоспринимал как чудовищный эксперимент над народом. Словнобесстрастный, с холодным рассудком ученый ставит опыт над жи-выми существами, из которых в результате уцелеют единицы. То-лько в нашей стране в качестве подопытных оказались люди. Ихискалеченные или погубленные жизни не принимались в расчет ве-ликими экспериментаторами, не представлявшими даже, какимбудет результат.М. Булгаков берет на себя недозволенную по законам временисмелость рассуждать о правомерности подобных экспериментов.Его новыми героями становятся ученые-исследователи Преобра-женский ("Собачье сердце") и Персиков ("Роковые яйца"). Онипроделывают фантастические с точки зрения науки опыты. Преоб-раженский обыкновенную дворовую собаку Шарика превращает вчеловека. Персиков создает красный луч, ускоряющий процесс раз-вития организмов. Опыты удались, но вскоре всеобщее ликованиесменилось жестокими разочарованиями.Человек с собачьим сердцем, с наследственностью закоренелогопреступника, Шариков сделал совершенно невыносимой жизньсвоего создателя. Профессор-интеллигент оказался вынужденнымтерпеть возле себя хама, претендующего вдобавок на роль хозяинав доме.Раньше профессору достаточно было позвонить высокопостав-ленному лицу, чтобы выпроводить председателя домкома Швонде-ра, пытающегося отнять у Преображенского часть жилой площади.Теперь в его квартире нагло расположился Шариков, получившийу Швондера паспорт, прописку, то есть законный вид на жительст-во. Профессор и его ассистент, доктор Борменталь, не только стра-дают от непристойного поведения человека-собаки, но и выслуши-вают угрозы в свой адрес. Их терпение кончилось, и они смоглидать обратный ход своему эксперименту: Шариков вновь превра-тился в Шарика.Красный луч Персикова самым неожиданным образом спрово-цировал нашествие на страну гадов чудовищных размеров. От пол-ной гибели город спасла случайность - восемнадцатиградусныймороз в середине лета.Идея произведений заключена в размышлениях о целесообраз-ности экспериментов, их обоснованности.Булгаков предупреждает о величайшей ответственности тех, ктоберется решать судьбу народа. Социальные потрясения, сопряжен-ные с большими жертвами, по мнению писателя, нарушают естест-венный ход истории развития общества. Нельзя разом изменить лю-дей. Булгаков, к примеру, решил проследить судьбу известных гого-левских персонажей из поэмы "Мертвые души". Он переместил их всвою эпоху, и получилось новое произведение "Похождения Чичи-кова". Оказалось, что и в Советской России они остались прежними,изменились лишь только внешние формы их деятельности: Чичиковприобретает несуществующие предприятия. Коробочка мечтает от-крыть булочную в Манеже. Словом, проходимцы, подобные Чичико-ву, менее всего страдают от перемены политической власти. Заменаформы государственного устройства для них не играет никакой ро-ли: это все равно что переименовать гостиницу в общежитие.Все творчество М. А. Булгакова - размышление о будущем Рос-сии. Он разделил ее трудную судьбу, как это сделали А. Ахматова,А. Платонов и многие другие русские писатели и поэты. Он жил снадеждой на лучшее и своими книгами призывал образумиться лю-дей, толкающих страну к гибели: "Все пройдет. Страдания, муки,кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда итени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного челове-ка, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратитьсвой взгляд на них? Почему?"