среда, 29 июля 2020 г.

Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева "Галоши"

Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева

В нашей семье давно хранятся подшивки так называемых тол-стых журналов. Мне стало интересно, что же в восьмидесятые годыпечаталось в них. Я прочла несколько номеров "Юности" за 1987-1988 годы, и среди них обратила внимание на рассказ В. Ерофеева"Галоши", на который и хочу сейчас написать рецензию.Выбрала я этот рассказ не потому, что он произвел неизглади-мое впечатление или же был очень прост. Наоборот, так до конца,наверное, я и не поняла автора, да и законченное мнение вряд лисложилось. Вероятно, чем-то задело за живое это литературное про-изведение. Чем же? Что в нем необычного?Необычное начинается с первых же слов. Повествование идетотрывочно, как в кинофильме, фрагментарно: взгляд автора на-правлен то на один аспект, то на другой, и между этими "кадрами"нет видимой связи, пока не просмотришь все (как в мексиканскихтелесериалах). Первое и второе предложения вроде бы и не связаныпо смыслу. "Праздники кончились. Мальчик судорожно вцепилсяв пожарную лестницу". В ребенка кидают камнями, и он летитспиной вниз. Так заканчивается первый абзац. Сердце сжимается.Ждешь трагедии. А дальше... речь идет о директоре школы, его"заигрывании" (как будто бы) с молодой учительницей начальныхклассов Зоей Николаевной. Но тут директор (кстати, именем егоавтор не наделяет) говорит Зое Николаевне (не как директор, а какмужчина!) про то, чтобы она не носила панталоны. Здесь же писа-тель дает понять, что, скорее всего, молодая учительница влюбленав директора. Повествование прерывается описанием появления ра-бочего, снимающего украшения с балкона квартиры. Но эта квар-тира не учительницы. И снова, как в кино, следующий кадр -учительница, беседующая с Изей Моисеевичем, учителем литерату-ры. Снова ее размышления о директоре, который, по-видимому, не-навидит ее, подсматривает, подслушивает за дверью. Это Зоя Нико-лаевна рассуждает дома, всхлипывает, а братик младший, дразня,говорит, что она "втюрилась". Вот так повествование постояннопрерывается то появлением рабочего в квартире, где жил мальчик,главный герой (заметим, что и ему автор не дает имени), то расска-зом о том, как этого ученика бабушка провожает в школу. А далееуже все идет гладко, по сюжету.Мальчик приходит в школу, его ребята бьют в раздевалке; торо-пясь, он быстро собирает все вывалившееся в портфель. Боясь опоз-дать на урок и не придумав ничего другого, он сует калоши в кар-маны брюк. Бежит мимо директора, влетает в класс, Зоя Николаев-на замечает что-то торчащее из брюк, вынимает. Это оказываютсякалоши. Сначала начинает хохотать весь класс, а потом и самаучительница. Мальчик же в это время просит Господа помиловатьвсех. Зоя Николаевна понимает, что он святой. В это время появля-ется директор, вызывает педагога в коридор и предлагает ей... вый-ти за него замуж. "Зоя Николаевна слабо вскрикнула и полетела спожарной лестницы спиной вниз". Я не случайно так подробно пе-ресказала сюжет, так как думаю, что данное произведение малоиз-вестное, а не зная, сложно беседовать. Итак, начало и конец рас-сказа почти дословно совпадают. Наверное, автор хотел подчерк-нуть беззащитность героев в этой ситуации, их открытость и рани-мость. Одна из проблем произведения - проблема взаимоотноше-ний людей. Автор указывает на различные ее аспекты: директор иученики, учителя и директор, мужчина и женщина, ученик и одно-классники. Рассмотрим некоторые из них. Директор и ученики. Онненавидел их, метил выше, но в силу обстоятельств (дело, вероят-но, происходит в начале пятидесятых годов) оказался в школе. Иособенно не любил таких "благополучных мальчиков, пахнущихдетским мылом", каким был главный герой. Ученики страшно боя-лись его.Но директор, наверное, ненавидел и учителей. Дважды в корот-ком рассказе он произносит фразу "Вы у меня вот здесь, в кулаке".Сталинский режим, в котором был воспитан этот военный служа-ка, не задумывающийся при расстреле немцев, наложил отпечатокна него. Директор жесток, бесчувствен, пользуется теми методами(подслушивание, террор, крик), что ему более понятны. Во взаимо-отношениях его с учителями прослеживается и другая проблема,так называемый еврейский вопрос. Директор не разрешает Изе Мо-исеевичу говорить об Эренбурге. Правда, автор, вероятно, эту проб-лему намечает лишь более яркой характеристикой времени и само-го персонажа.В рассказе писатель говорит о жестокости и доброте. Становитсяжутко, когда весь класс до упаду хохочет над первоклассником.Причем автор в двух словах называет судьбу многих детей, желаяподчеркнуть, скорее всего, их разность, многообразие характеров,но общую бездуховность. Ни про одного он не скажет как о сердеч-ном, отзывчивом человеке. И врач, и литератор, и убийца, и долго-жительница - все смеются. Только над мальчиком Зоя Николаев-на видит нимб. "Святой" будет любить всех и просить Бога о поми-ловании. Вероятно, эта идея добра, милосердия и покорила меня вэтом рассказе больше всего. По-моему, в художественном отноше-нии произведение несовершенно. Нет стройной системы образов. Одиректоре уже почти все сказано. Автор явно иронично относитсяк нему. Даже саркастически. Характеризуя директора, В. Ерофеевупотребляет такие фразы: "директора мутило от детей", он говорито любви, "гоня... резкую вонь от мужского рта". Но в то же времяавтор пишет о директоре, что он был "худенький... чернявенький,с еще молодым лицом". Его любит героиня, которая явно симпа-тична писателю. И у директора нет имени, как и у мальчика. Этоих сближает, а может, и противопоставляет, как Бога и Сатану.Зоя Николаевна обрисована автором иронично ("ее лицо ужаснопоглупело", "непедагогический смех", история с панталонами). Нов общем она нравится писателю. Так, он говорит, что она "моло-денькая", всего стеснялась; сравнивает ее крик с "жалким крикомраненой птицы" (правда, сравнение далеко не оригинальное). С яв-ной лаской, сочувствием, добротой создает В. Ерофеев образ маль-чика. Он при его описании использует уменьшительно-ласкатель-ные суффиксы (головка, кружок, нимб, как корочка льда, кулачоки так далее). Мальчик не умеет грубить, хамить, драться. Он жале-ет и любит всех, живет по законам Божьим. И этот первоклассниквызвал у меня много добрых чувств, задел за живое, заставил заду-маться над взаимоотношениями моих сверстников. Рассказ Ерофее-ва, заостряющий внимание на нравственных проблемах, на мойвзгляд, очень актуален в наше жестокое суровое время. Можетбыть, поэтому мне и захотелось написать о нем.