воскресенье, 26 июля 2020 г.

Идея обреченности "Темного царства" в драме "Гроза" (Вариант 2)

Идея обреченности

Где ты, гроза - символ свободы? А. С. ПушкинДрама Островского "Гроза" - самое значительное произведениеизвестного драматурга. Она была написана в 1860 году в периодобщественного подъема, когда трещали устои крепостничества и вдушной атмосфере действительности собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, гдедомостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жителипровинциального города живут замкнутой и чуждой общественныминтересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежествеи равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот.За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный бытсамодуров, не признающих человеческое достоинство.Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха.Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которогозаключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - ещеболее зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строгособлюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест"домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в компроявления личной воли.Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев"темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ейподчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого иненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизньразрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают,никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять,уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего".Под этой смиренной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество,неразлучное с религиозным ханжеством.Развитие действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы.Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. "Но чудноедело, - пишет Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве", -самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-тонедовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросладругая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не виднахорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошиевидения темному произволу самодуров".Таково "темное царство" - воплощение всего строя жизни царскойРоссии: бесправие народа, произвола, угнетения человеческогодостоинства.В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая,мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроенийсформировался в родительском доме, где она была окружена заботой илаской матери.В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликтмежду "темным царством" и душевным миром Катерины зреетпостепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне оченьздесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окновыброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть тыменя режь!" - говорит она.Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувстваобращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь кБорису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительнойнатуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но исамой собой. В этом трагизм положения героини.Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показананепобедимость "темного царства". Но драма завершается нравственнойпобедой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и надтемными представителями, сковывавшими ее волю и разум.Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини - этопротест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Еслиженщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной средекупечества, не может больше мириться с гнетом "самодурной силы",значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, котороедолжно побудить народ к решительной борьбе.Для своего времени, когда Россия пережила период громадногообщественного подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза"имела важное значение.Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только втворчестве Островского, но и во всей русской и мировойхудожественной литературе.