понедельник, 1 февраля 2021 г.

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятилпроблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это темаактивных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой лич-ностью и окружающей средой.

Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотноше-ний выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихот-ворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остано-вился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мнедал всевидение пророка..."

Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях:от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагич-ности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам про-цесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результатдеятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и му-чений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросалибешено каменья". "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмеш-ками "самолюбивой" пошлости, презрением.

Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось всамом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойс-твами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческиечерты , даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, онпробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:

...Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, уЛермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд иверы. Его стихотворение глубоко пессимистично.

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в та-ких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист,читатель и писатель" и др.

Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произве-дением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- занего поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвя-щенном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит утрона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гони-тели таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи"стали причиной смерти поэта.

В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта темавзаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскры-вается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный при-ем, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на двечасти. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале , когда-тобоевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэтзатих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "какколокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпапрезирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обна-деживающий:

Проснешься ль ты опять,

Осмеянный пророк,

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь

Свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья!

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ про-рока, который является символом гражданской, богом данной поэзии.

Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значи-тельных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно счи-тать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов сов-ременности.Н.В. Гоголь.