М.Ю.Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевид-но,- писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и чтоего поэзия- совсем новое звено в цепи исторического развития нашегообщества". Эпоха безвременья , политической реакции после восстаниядекабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила та-кого поэта как М.Ю.Лермонтов, поэта, который своей главной темой изб-рал тему одиночества . И тема эта проходит через все творчество Лер-монтова: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертномромане "Герой нашего времени".
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведе-ний Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена по-этом в стихотворении "Дума":
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья иль сомненья
В бездействии состарится оно...
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение ина страницах романа, ведь главный герой его - Григорий АлександровичПечорин - и является типичным представителем целого поколения, в судь-бе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества тойэпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа:"Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полномих развитии".
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочаро-ван в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не ве-рит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностя-ми, "жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на праздникечужом".
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического ге-роя стихотворения "И скучно, и грустно...". Он разочарован в любви.Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой еесмерти. Герой романа как бы восклицает:
Любить, но кого же?
На время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно...Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке("Ажизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глу-пая шутка"). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идетна испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть впучине моря("Фаталист", "Тамань").
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощаднымсамоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества ге-роя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта.Печорин в туманную ночь в "Тамани" видит вдалеке белеющий парус ("Па-рус"); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироз-дания с богом ("Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется желтеющаянива"). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа,примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого моментаГригорий Печорин мог бы воскликнуть:
И счастье я могу постигнуть на земле
И в небесах я вижу бога. М.Ю.Лермонтов.