вторник, 2 марта 2021 г.

Нравственность и технический прогресс (Вариант 2)

Нравственность и технический прогресс (Вариант 2)

(На научном материале) (I вариант)Нравственность и технический прогресс - две совершенно раз-ные стороны жизни общества. Нравственность - это совокупностьнравственных законов, по которым живет человек, то есть законов,которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания,окружающих его людей и т. д. Технический прогресс - это разви-тие производительных сил общества. Тем не менее они, как и лю-бые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны междусобой.Считается, что нравственность и нравственные законы сущест-вовали с момента зарождения общества и что нравственность явля-ется врожденным свойством человека, заложенным в него самойприродой. Стремление человека к техническому прогрессу такжепроявляется на самых ранних стадиях развития общества.Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарожде-ния общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нрав-ственные законы становятся более гуманными, в них вошли такиепонятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется,развитие нравственных законов рассматривается на большинственаселения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравст-венности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назватьнравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса невызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют этипрогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нрав-ственности или, наоборот, они развиваются независимо друг отдруга?Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясьпонять и высказать свою точку зрения на то, как будут развива-ться нравственный и технический прогрессы. Существуют разныеточки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинитзхнический или, наоборот, что нравственный прогресс достиг ко-нечной точки своего развития и далее развиваться не будут ит. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгийпуть развития нравственных законов и технического прогресса, и,рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимо-действие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетель-ствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, заро-дились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развива-лись параллельно друг другу: с развитием производительных силразвивается и понятие о нравственности. На исторических источ-никах невозможно проследить зависимость одного прогресса отдругого. Но, быть может, они развиваются независимо друг отдруга. Этому существуют подтверждения в современных истори-ческих находках. В научных периодических изданиях неодно-кратно печатались сообщения о народностях, не развивавшихсятехнически, но имевших нравственные законы, соответствующиесовременным.Но хотя нравственность и технический прогресс развиваютсянезависимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуютмежду собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного изэтих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будетполноценным).Сферы взаимодействия их очень велики. Как писал известныйрелигиозный деятель Филарет, одним из главных законодателейнравственных законов является религия. В современном обществе.в основном сохраняются нравственные законы, провозглашаемыесамыми распространенными религиями. Но с развитием техниче-ского прогресса многие люди стали атеистами, что несколько изме-нило нравственные законы. Также изменилась внешняя сторона са-мой религии, но сама ее суть осталась неизменной. Также техни-ческий прогресс заметно повлиял на распространение нравственно-го прогресса. Среди нравственных законов появилось бережное от-ношение к окружающей среде. В свою очередь, нравственность на-правляет технический прогресс, сдерживая его развитие в некото-рых отраслях и сферах жизни (например: в производстве оружия, взагрязнении окружающей среды).Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собойумственное и духовное развитие человека. Человек, как считаютпсихологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этомслучае общество можно назвать единым человеческим организмом,развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум.И каждый член/общества должен делать все возможное, чтобы этоторганизм был полноценным и одинаково хорошо развитым итехнически и нравственно.