вторник, 2 марта 2021 г.

Рецензия на повесть Ю. Вяземского "Шут"

Рецензия на повесть Ю. Вяземского

Повесть Юрия Вяземского "Шут", изданную уже более десятилет назад, я прочитала совсем недавно. Желание познакомиться скнигой поначалу было вызвано лишь интересом к личности автора.Ю. Вяземский был известен мне как ведущий телевизионной пере-дачи "Умники и умницы".Тонкий знаток литературы и истории, умный, артистичный, го-товый к риску, деловой человек. Эти свойства натуры Вяземскогопроявляются и в его прозе.В повести "Шут" есть боль, есть попытка исследовать острыенравственные ситуации. В ней как бы концентрация жизни. Мнекажется, что это произведение может вызвать серьезные раздумья.Повесть "Шут" непроста для восприятия. Но бывает так; услы-шишь новую музыку, и она покажется чужой. Но нельзя спешить.Послушаешь эту музыку во второй, в третий раз, поймешь, при-мешь ее, и она останется с тобой навсегда.Повесть Ю. Вяземского надо "выслушать". Надо войти в нее ипринять правила игры ее автора.Произведение о жизни и смерти шута - притча. Хотя никакихфантастических событий и преувеличений в ней нет. Повесть имеетзаголовок "Исследования по материалам "Дневники шута". Автор-рассказчик находит на антресолях старые тетради. Это и есть днев-ник шута. Вел записи школьник Валя Тряпичников. Они постоян-но прерывались авторскими размышлениями, пересказами собы-тий из жизни шута, обращением к читателю, к все понимающемусобеседнику.Наш герой рос мальчиком впечатлительным, книжным, былувлечен древней культурой и литературой Японии и Тибета. А по-тому в дневниковых записях нам встречаются цитаты из заинтере-совавших его книг и учебников. Есть и толкования тех или иныхлитературных образов, теорий. Увлечение своеобразной восточнойкультурой говорит о том, что Валя был необычным человеком.Родители его, образованные, сведущие, казались людьми достой-ными, но, если верить тексту дневника, не было в доме Тряпични-ковых душевного тепла и правды, и Вале многие важные жизнен-ные проблемы приходилось решать в одиночку.Не раз он получал удары за лучшее, что в нем было. И тогда Ва-ля решил защищать это лучшее в себе и наносить удары сам. Оннадевает маску шута и изобретает систему исследования самыхуязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его. Вдневнике шута есть такие строки:Опасности подстерегают нас,Тревожна наша жизнь и нелегка,И ранят иногда больней ножаНевинные проделки шутника.В школе Валю не любили. Связываться с ним мало кто решал-ся. Его жизненная практика оснастилась и теорией. Что такое шу-товство по Тряпичникову? Вот что: "Оружие безоружного, силаслабого..." Кажется, хорошо, но жизнь по системе сделала его, пар-ня доброжелательного, чрезвычайно одиноким человеком, одино-ким судьей и палачом.Он высмеивал и унижал с помощью разнообразных хитроумных"шутэнов", учитывая индивидуальные особенности жертвы. "Шу-тэн" - это нечто вроде подножки, умелой, коварной подножки.Человек становится посмешищем для окружающих.Важно понять "философию шутовства". Ее суть заключается втом, что жизнь жестока. Надень маску, и ты защитишь лучшее всебе.Лишь чистые духомСебя не дадут унижать.Тот жалок,Кого безумная страсть ослепила.Безвольный слепец,Им командует женщины власть.Все люди, не желающие стать жертвами, живут в масках. Мас-ка шута - самая человечная и невинная. Важно лишь, чтобы ни-кто не догадался, что ты шут. Это твоя тайна. А окружающие ви-дят в тебе не шута, а отважного "дуэлянта", сильного, несколькоэкстравагантного человека, понимающего суть людей и вещей."Шутовство, - убежден герой, - оружие безоружного". Этиморужием он унижает зло и защищает добро, добро в себе и вне се-бя. Почему же совсем неуловима минута, почти неразличима чер-та, отделяющая шута от палача?Достоинство повести Ю. Вяземского в том, что он показал: мас-ка шута наиболее опасна для того, кто ее на себя надевает. Все"шутэны" сводятся к одному, самому неожиданному и убийствен-ному "шутэну" - удару в собственное сердце. Ведь, вонзая "шпа-гу" в уязвимые места окружающих, человек остановиться уже неможет. И его жертвами постепенно становятся любимая девушка,лучший друг, любимый учитель.Маска постепенно становится лицом. Он наносит удары, уже неразбирая, пока после сильного душевного потрясения шут не поги-бает.Он шел по лезвию меча,Он ступал на лед замерзшей реки,Он входил в пустой дом;Его желание быть шутом исчезло навсегда.Шут погибает, чтобы опять родился мальчик Валя Тряпични-ков, еще более беззащитный, может быть, и уязвимый, чем доовладения всеми "шутэнами".Повесть кончается моральным очищением и духовным торжест-вом героя. В жизни может случиться и по-другому. Человек, пола-гающийся лишь на силу маски, становится ее рабом. Начинают са-ми собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, добро-та, - на которых держались истинно человеческие отношения.Повеет^ ставит вопрос: что опаснее - добро в маске зла или злов маске добра?Зло под личиной добра обманывает, усыпляет, потом убивает -иными словами, не перестает быть злом. Добро же под маской зла,даже шутовское, как добро тоже умирает. Отсюда напрашиваетсявывод: добро обязательно должно быть открытым, оно несовмести-мо с лицемерием. К пониманию этого и пришел герой повести.Чтение этого произведения позволяет решить многие нравствен-ные вопросы. Читатель должен понять, что отвечать на зло "шутэ-нами" - идти по пути разрушения себя. Помогает уцелеть дру-гое - упорное участие в создании добра.