четверг, 26 декабря 2019 г.

Тема сталинизма

Давно отцами стали дети, но за всеобщего отца мы оказались все вответе, и не видать еще конца. ТвардовскийВ современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь страдициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зренияписателей оказалисьтакие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека,осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также рядадругих проблем. В печатипоявлялись и продолжают появляться горестные по своей тональностипроизведения о массовых нарушениях законности, связанных с именемСталина. Почему по-прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самыедраматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это неслучайно: мы не хотимповторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому,что проблемы того времени мы во многом ощущаем как проблемы,имеющие самоенепосредственное отношение к сегодняшнему дню. Несколько летназад большой интерес вызывал роман Рыбакова "Дети Арбата".Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, чтописатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описалпсихологию Сталина вкачестве государственного деятеля, человека, у которого слилисьвоедино представления о благе народном и благе собственном. Подсобственным благомподразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала сосвоего пути всех, кто был не согласен с режимом. "Дети Арбата" - этороман о столичноймолодежи тридцатых годов, чья юность проходила в атмосфере культаличности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разномупроявлялись люди в тяжелыхиспытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, каждоеслово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтомукаждый боялся высказатьсвое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легкосудить тридцатые годы, теперь нам многое известно о Сталине, акаково было им, жившим впериод полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин былв то время больше, чем икона. Сталин - страшная фигура.Неисчислимы его жертвы. Самлично он знал очень малую часть, но вся вина его заключается в том,что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него -только материал длядостижения цели. В романе "Дети Арбата" Рыбаков пытается раскрытьпсихологию этого человека. Сталин считал, что только страданиявызывают величайшуюэнергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которыепозволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионылюдей. По его мнению,народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а дляэтого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Этолюдоедская теория лишьприкрывает главное - желание беспредельной власти. Как тут нивспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского"Преступление и наказание" о "сильныхмира сего" и "тварях дрожащих". В России возникает целая плеядапалачей, где главной фигурой становится следователь. В "Детях Арбата"следователь Дьяков верил"не в действительную виновность, а в общую версию виновности". Онзапутывает Сашу Панкратова, то играет на его честности, то запугивает,то обещаетосвобождение. Ведь "хорош" тот следователь, который уговорами,пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставитподписать признаниенесуществующих преступлений. У Рыбакова на примере одноклассникаСаши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такимипалачами.Другим произведением, посвященным теме сталинизма, является романЗамятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа -драматическая судьбаличности в условиях тоталитарного общественного устройства. Романнаписан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, поспециальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, гдевинтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество - этоне просто "винтики" всложной государственной машине, а живые существа, у которых своя,одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", онтеряет свою яркую,неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. Историяпоказала, что превращение человечества в совокупность "винтиков"ведет к преступлениюперед человечеством. В романе "Мы" в фантастическом обликепредстает перед нами возможный вариант будущего общества, гдепоказывается мечта "сильных мирасего" о людях-роботах. Перед нами разворачивается "математическисовершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, бездуши, без поэзии. Человеку -"нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть"наше счастье", а это "счастье" - в отказе от своего "Я" и растворении вбезличном "Мы".Интимная жизнь тоже рассматривается как государственнаяобязанность, выполняемая согласно "табелю сексуальных дней".Роман Замятина - это предупреждение об огромной опасности,грозящей человечеству: власти машин и власти государства. Замятинкак бы заранее предсказалсобытия истории нашей страны. Писатель показывает, что в обществе,где все направлено на подавление личности, где игнорируетсячеловеческое "я", гдеединоличная власть является неограниченной, возможен бунт.Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мысляхи поступках толкают людейна борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операцииудаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордоголову, чувствовать себяразумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческоедостоинство не умрет при любом режиме. У Замятина в романе естьмысль, необычная для многихнаших современников. Писатель настаивает на том, что не существуетидеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда этостремление отсутствует,мы наблюдаем разлагающее время застоя.Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, ирепрессии, и всеобщий страх, и застой, и разгул преступности, котораяпродолжается сейчас.Произведения, подобные роману Рыбакова "Дети Арбата" и романуЗамятина "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новомувзглянуть на событияистории, осмыслить роль человека в них. Это произведения -предостережение против отказа сопротивляться, если человеческоеобщество хотят превратить в"винтики". Такие книги несут свет в нашу жизнь.