вторник, 31 декабря 2019 г.

Одинок ли Базаров?

Одинок ли Базаров?

50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев - которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотвер-женно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других.

Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей.

Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на одиночество. Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок.

Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в "нигилистические воззрения", но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова "эмансипе" Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы?

Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, - главное, что его заметят.

Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, - нет, но появление таких "личностей" неизбежно... Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз "веет романтизмом"; в глубине души Аркадий Кирсанов - фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий "отец"-либерал, которому нигилистическая "пыль", несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые "последователи", но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди.

Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения - они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться.

В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой "первый сорт", но и умом, "мозгом", которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется "глупо, безумно", влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, "сумрачная и дикая", оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов.

Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но "испытание любовью" не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в верности своих убеждений.

Нет, в прямом смысле слова Базаров не сомневается: для него все еще непоколебимо верно то, что искусство, природа,

любовь, романтизм - все это "чепуха" и гниль; но страсть, испытываемая им к Одинцовой, заставляет героя поступать вопреки всему ранее сказанному. Его чувство, как бы Базаров , ни старался, не походит на циничное увлечение уездной кокеткой; он не получил взаимности от Одинцовой, но от этого его любовь не исчезла и хваленый принцип не сработал.

Базаров ищет утешения в природе, которая так недавно была лишь "мастерской" для человека-"работника"; не случайно при описании чувств своего героя Тургенев вводит романтический пейзаж, такой несвойственный Базарову-нигилисту.

Базаров бежит от своей любви, романтического чувства, но не находит спасения; он злится, бесится, но он бессилен. Любовная интрига становится неким переломным моментом в романе, после которого скепсис и цинизм героя теряют свой максимализм; его поступки уже не соответствуют в полной мере его идеям; Базарову уже не так чужд и смешон рыцарский запал Павла Петровича, и дуэль с ним обретает некий, пусть пространный, смысл. После объяснения Базарова с Одинцовой вся его жизнь ознаменовалась трагическим несоответствием действий и ощущений с идейными воззрениями и мыслями.

Но Тургенев развенчал лишь максималистские утверждения нигилизма, не свойственные истинным демократам-революционерам, те взгляды, которые, пожалуй, и обусловили неоднозначность героя, вызвавшую столько споров и дискуссий, - Базаров до конца остается верен нигилистической теории даже перед лицом смерти.

Базаров ясно осознает неотвратимость и близость гибели, трагического исхода, ставшего итогом его внутреннего конфликта, который еще раз подчеркнул невозможность однозначного выбора в пользу нигилизма для такой сильной личности, подчеркнул ее спорность и многогранность. Но и умирая, Базаров не отступается от своей теории. Тургенев вкладывает в его уста слова: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен". В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении неимоверной силы и тем не менее неумолимости смерти тургеневский герой остается тверд духом. Действительно, основной смысл романа, как считал Писарев, заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил или раскаялся в своих убеждениях, то перед читателем возник бы образ фальшивого фразера, недостойного уважения, но он остался тверд.

Базаров погибает, но все же финал романа не столь трагичен: последний пейзаж в произведении, посвященный описанию могилы героя, истинно романтичен и светел; несмотря на смерть Базарова, жизнь продолжается и все проблемы и идеи ничто перед вечностью красоты и гармонии.