среда, 25 декабря 2019 г.

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии "Горе от ума"

Комедия "Горе от ума" создавалась на стыке трех литературных на-правлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения. Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором. Так, характеры героев пьесы даны в развитии. В своих воспоминаниях Чацкий рисует нам свое детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей. Следует сказать, что автор не делит своих героев на положительных и отрицательных, как требовали того правила классицизма. Характеры персонажей выпуклы и многогранны. Все они - типичные люди своего времени и среды. В основе классицистической комедии лежала любовная интрига. Грибоедов оставляет ее основой для сюжета, но любовная интрига не является доминирующей, она постепенно перерастает в общественный конфликт, который становится основным. Комедия же из любовной превращается в общественную.

В основе классицистической комедии лежал любовный треугольник, состоящий из первого любовника, как правило, идеального героя, положи-тельной героини и второго любовника, менее достойного, чем первый. Любовная интрига завершается выбором героиней более достойного из двух героев. Но в комедии Грибоедова не один треугольник, а несколько. Молчалин "принимает вид любовника" с Софьей, хотя ему по сердцу ближе Лиза, а той в свою очередь "милей Петруша". Кроме того, за Лизой не прочь приударить и сам Фамусов.

Еще одно нововведение Грибоедова состоит в том, что он изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию, и субретки, активно принимающей участие в действии, но не высказывающей ни своего, ни авторского мнения. У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Так и Лиза -она одновременно является субреткой и вторым резонером, дающим меткие характеристики действующим лицам комедии. Так, например, она говорит о Чацком: "Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? "

Финал комедии трагичен. Чацкий, обвиненный в сумасшествии, разо-чарованный, вынужден бежать из Москвы. Добро в комедии не торжествует, а зло не наказано, хотя симпатии автора целиком на стороне главного героя.

Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в ко-торой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.

В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых вто-ростепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер. Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Молчалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит читать Софья. Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики. Вот, например, полковник Скалозуб: "И золотой мешок, и метит в генералы". Завязка - появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта - первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия. Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова. К числу пред-ставителей "века нынешнего" относится князь Федор, "химик и ботаник", двоюродный брат Скалозуба, "который "чинов не хочет знать", профессора Педагогического института, "упражняющиеся в расколах и безверьи", и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.

Главный герой- представитель "века нынешнего", он не приемлет образ жизни отцов, "век покорности и страха". В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о "подлейших чертах прошедшего житья". Чацкий - патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить "делу, а не лицам", при этом "прислуживаться" ему тошно. Монолог Фамусова "Вот то-то, все вы гордецы..." и монолог Чацкого "Где, укажите нам, отечества отцы..." являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую. Кульминация комедии - это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: "Вот нехотя с ума свела". Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.

Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?"

Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо "сломлен количеством старой силы", но он одерживает мо-ральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.

В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов (":Гатив") - молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем. Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей. В комедии много ассоциативных фамилий, таких как Скалозуб, Хлестова, Молчалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.

В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им. Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей. Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: "Свежо предание, а верится с трудом", "Дома новы, а предрассудки стары", "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь", "Счастливые часов не наблюдают" и другие. Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе ("Ревизор" Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома. Тем самым нарушается единство времени и места. Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.