пятница, 27 декабря 2019 г.

Тема религии в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время оченьсложное и жестокое. В нашей стране были революция и Граждан-ская война. В момент написания романа производятся репрессии, ав Европе процветает фашизм. И все это происходит за один год доВеликой Отечественной войны. В это время размышления о добре изле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость иагрессию, безусловно, являются важными и актуальными. И вооб-ще вечные ценности подвергаются переоценке именно в трудные,критические времена. Так было всегда.Рассказ Мастера - это интерпретация библейского сюжета са-мим автором. Между рассказом Мастера и библейским сюжетомчетко видна параллель: Иешуа и Ершалаим - это не что иное, какИисус и Иерусалим соответственно. Для меня Библия всегда быланосителем десяти заповедей, которые являются сформулированнойформой основных человеческих принципов. На этих принципахдолжно держаться и в какой-то мере держится современное обще-ство. Рассказ Мастера имеет важное значение во всем произведенииБулгакова, так как не только своей серьезностью уравновешиваетостальную, безусловно, сатирическую часть произведения, но и яв-ляется важной "арией". Этот противовес уравновешивает добро изло не только в романе, но и в жизни тоже. Такова, по моему мне-нию, мысль Булгакова. Понимая это, мы можем легко ответить навопрос, кто есть Воланд. Если Иешуа - носитель добра, то Во-ланд - носитель зла, его яркий представитель, А в религиозномобъяснении Воланд не кто иной, как Сатана.Булгаков понимает это, и он этого не скрывает. Мы видим гла-венствующую роль Воланда во время бала. Автор наделяет Воландаатрибутами Сатаны - свитой. А сила и возможности Воланда, ко-торые он воплощает в действия, не оставляют никакого сомнения втом, что он и есть Сатана.Однако интересно видение автора. Булгаков видит не борьбу до-бра и зла, а их сотрудничество. Оно заключается в том, что людисами должны выбирать свой путь. Не может случиться такого, чтовыиграет какая-нибудь из этих двух сил. И хотя я и считаю, чтодобро сильнее зла, но, думаю, Воланд никогда не останется без сво-их новых соратников.Воланд приезжает в Москву, как он говорит, для того, чтобы по-смотреть, изменились ли люди. Видимо, он уже был здесь. И по егозаключению, люди остались точно такими же, какими и были:жадными, корыстными, подозрительными и т. д. Он раскидывалденьги, и люди готовы лезть друг другу на шею, чтобы добыть их.Он предлагает дамам поменять свою одежду на красивую. И дамыбегут переодеваться, хотя наверняка знают, что бесплатный сырбывает только в, мышеловке. И хотя вещи достаются якобы бес-платно, берут они их варварски, и нет сомнений в том, что эти лю-ди еще далеки от духовного совершенства. Воланд почти все воз-вращает к тому состоянию, которое было до него. И дамы стоят го-лые на улице, и червонцы превращаются в бумагу - все это имеетсвой смысл. Так и то и другое карает людей за жадность. Как пра-вило, от проделок Воланда и его свиты страдают люди, повинные всвоей беде, однако зло не может пройти бесследно. Ведь другихпричин, по моему мнению, для гибели Берлиоза просто нет. Но Са-тана в представлении Булгакова тоже обладает человеческими ка-чествами. Он сжалился над Маргаритой и вернул ей Мастера. Онже послушался Левия Матвея и дал им покой.Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла.Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживаетосуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шансапопасть в рай. А Мастер тоже отказался от рая, когда он отрекся отсвоего произведения.Но произведения не могут сгореть. Раз напечатанное, произведе-ние навсегда останется в сердцах людей. Как осталась когда-то вмиллионах сердцах Библия. Эта красивая сказка облагородилаогромное количество людей. Сделала их добрее. Для многих онастала верой в добро и определяющей силой в выборе поступков вреальной и повседневной жизни.Так и книга Булгакова, его новое видение вечной темы добра изла заставит пересмотреть свои позиции многих людей. И. хотя ав-тор исправлял и улучшал свой роман до самой своей смерти и счи-тается, что он его не дописал, его произведение останется в сердцахлюдей. Что приведет только к положительному результату. Я неверю в Бога, но считаю, что религии, книги, искусство толькооблагораживают человека, и это, безусловно, здорово!