А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственнойжизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Онне только жил, но и писал.
И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самоеродное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-ективно, без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-кого исследования.
В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой ирусской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследиизадумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало одыГорация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаютсясо строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себевоздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". НоПушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-ли, глаголом жечь сердца людей".
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечноемножество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-нимаешь их содержание.
"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления оглавных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-ния человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,философ, политик, человек, являющий собой эпоху.
Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивыепорывы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моряс неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудноемгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но ио том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда вего творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременнокто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна."Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этихпразднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновение чумы!
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самихзвуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий стройего песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающиесердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтобмыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместес Пушкиным.М.Ю.Лермонтов.