суббота, 1 августа 2020 г.

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина "Срезал" (// вариант)

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина

Интерес к личности и судьбе В. Шукшина, широкое признаниеего книг и фильмов обусловлены тесной, кровной связью личнойсудьбы писателя и судеб его героев.В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого ху-дожника и созданий его фантазии, что и не разобрать, кто тамвзывает к человечности - писатель Шукшин или персонаж рас-сказа.Своеобразие творчества Шукшина, поразительное единство егохудожественного мира основаны прежде всего на неповторимойличности самого художника, выросшего на народной почве и су-мевшего выразить целое направление духовной жизни народа.Со времен Ломоносова русская деревня рождала много смекали-стых, умных и деятельных, очень серьезно относящихся к жизни иискусству людей. Они прославили Землю Русскую, овладели высо-тами мировой науки и культуры, но навсегда оставались вернымисвоей "малой родине". Известна целая плеяда писателей: В. Аста-фьев, В, Белов, В. Распутин, в судьбе которых соединилась духов-ная память народа и общечеловеческая культура.Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитрост-ных и безыскусных. Но уже в самом начале обнаружил новые воз--можности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее.Сборник "Сельские жители" - начало. Не только творческого пу-ти, но и большой темы - любви к родине, деревне.Для Василия Шукшина деревня - это социальное, националь-ное и нравственное понятие, где сходится весь сложнейший комп-лекс человеческих отношений. И как это обычно бывает, желаниесказать свое слово о людях, которые близки, выливается в раз-мышления о своей народной жизни.И в то время, когда некоторые критики упорно причислялиШукшина к "деревенщикам", писатель задумывался не только одеревне и о городе - о России, о русском национальном характере.Поговорить подробнее мне бы хотелось об одном небольшом рас-сказе "Срезал". Вообще Шукшин писал так, что вокруг каждоговнешне непритязательного рассказа возникало "поле" критическихи читательских раздумий и выводов. Давно известно утверждение,что талант невозможно свести ни к одной формуле, ни к системеформул. И может быть, не случайно, что с эволюцией творчестваШукшина критические разночтения только увеличиваются. Но вотчто странно: при всевозможных противоречиях в оценке разных ге-роев Шукшина критики прямо-таки единогласны в понимании Гле-ба Капустина. Или так уж прост, ясен этот Глеб Капустин? На пер-вый взгляд - да.Глеб Капустин - белобрысый мужик сорока лет, "начитанныйи ехидный". Мужики специально водят его к разным приезжимзнаменитостям, чтобы он их "срезал". Зачем это мужикам? Да вотполучают же они какое-то удовольствие от того, что их деревен-ский, свой, может срезать любого приезжего, ученого!.. "Срезал"он и очередного "знатного" гостя, некоего кандидата наук Журав-лева. Между ними состоялся разговор. И важно в нем то, что ГлебКапустин понимает Журавлева, а вот Глеб для кандидата - абсо-лютная загадка. Капустин понимает, что кандидату никак нельзяударить лицом в грязь перед земляками. И тот будет упорствоватьили многозначительно посмеиваться, когда речь пойдет о вопро-сах, которые он вроде и не обязан знать. Кандидату достаетсякрепко...Борьба шла на равных: кандидат посчитал Глеба дураком, Ка-пустин же точно сумел схватить главное в Журавлеве - самонаде-янность - и "срезал" его перед мужиками.Капустин сам объяснил свою особенность; "Не задирайся вышеватерлинии... А то слишком много берут на себя..." И еще: "Мож-но сотни раз писать во всех статьях "народ", но знаний от этого неприбавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то бу-дьте немного собранней. Подготовленнеи, что ли. А то легко можнов дурачках очутиться".Глеб не прост, как вообще неоднозначны герои Шукшина, но онжесток, а "жестокость никто, никогда, нигде не любил еще", заме-чает автор, хотя некоторые суждения Глеба небезосновательны.В этом небольшом анализе я вовсе не Глеба хотела оправдать, апоказать, что кандидат Журавлев оказывается все-таки не на высо-те. И мне показалось это очевидным, заложенным в тексте. Сталбы истинный интеллигент откровенно и снисходительно посмеива-ться над Глебом, а потом довольно грубо "тыкать" ему?Шукшин знал цену подлинной интеллигентности и высказалсяна этот счет весомо и точно: "Начнем с того, что явление это - ин-теллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум,полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - "под-петь" могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самимсобой из-за проклятого вопроса: "Что есть правда?", гордость...И - сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Есливсе это в одном человеке - он интеллигент. Но и это не все. Интел-лигент знает, что интеллигентность - не самоцель".Уже в самом начале творческого пути, в статье "Как я понимаюрассказ", Шукшин определенно заявил, что "без искренней, тре-вожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте" нет и писателя.Лев Толстой говорил: "Главная цель искусства, если есть искус-ство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о ду-ше человека..."Движущими силами в произведениях Шукшина являются невнешние события, сюжет у него только повод, чтобы начать разго-вор. Потом повод "исчезает", и "начинает говорить душа, муд-рость", ум, чувство... Все чаще герои Шукшина задумываются надосновами бытия, все чаще обращаются к так называемым "вечнымвопросам".Тревожные раздумья о смысле жизни окрашивались у Шук-шина в разные тона, "неразрешимые" вопросы задавались с раз-ной степенью напряженности: в них можно обнаружить трагиче-скую безысходность и светлую печаль, крик души "на пределе" искорбные думы о конечности бытия, печальные мысли о сиюми-нутности человеческой жизни, в которой так мало места былодоброте.И остаются с нами слова В. Шукшина: "Нам бы немножко до-брее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле".С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин. Сэтим и будем жить!