...И безвинная корчилась Русь...Анна АхматоваРоман М. А. Шолохова "Поднятая целина" сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает, но и прославляет беззаконие и насилие, объявляет врагами тех, кто честно и много трудился, то это вызывает протест у читателя.Но уж никто не скажет, что Михаил Александрович не показал правдиво, насколько тяжел труд земледельца. Один из героев книги образно говорил об этой доле, что "до ночи сорок потов с тебя сойдут, на ногах кровяные волдыри с куриное яйцо, а ночью бы-ков паси, не спи: не нажрется бык — не потянет плуг".Но для очень многих казаков хутора Гре-мячий Лог легче сезон батрачить бесплатно из последних сил, лишь бы не навязывали им колхоз. Автор романа довольно правдиво рисует настроение большинства хуторян, которые собрались на сход обсуждать вопрос вступления в колхоз. Русские крестьяне, которые только-только получили землю, о колхозах рассуждали примерно так: "Сначала дали землю, теперь — отбирают!". И болела у них душа. Казаки же, которые владели землей всегда, испокон веков, тем более не желали объединяться. Они к тому же справедливо подозревали, что колхозы будут грабительскими. И поэтому на собрании в Гремячем Логу многие были Согласны с Николаем Люшней, который здраво рассуждал, что "колхоз — дело это добровольное, хочешь — иди, а хочешь — со стороны гляди!". Так вот он и хочет со стороны глядеть. Но добровольности как раз Советская власть и не терпела. Уже все было решено за крестьян и казаков в, Москве, не верящей слезам и крови, за кремлевскими стенами, сколько хозяев и в какой срок вступит в колхозы. И начинают общие собрания колхозников выносить постановления о выселении кулацких семей. Как это сделала гремяченская беднота на следующий день после убийства Хопрова, 4 февраля. Решение вынесено было единогласно. И те, кому совесть и гордость не позволяли жить бедно: Титок, Фрол Дамасков и другие, — едут теперь на голод, холод и смерть на далекий север. А с ними и те, кого потом власти уже не решаются назвать "кулаками", — многодетный Гаев и ему подобные.Раскулачивание называлось тогда "административной мерой". Ее применяли к тем, кого считали врагами, если даже ничего противозаконного человек и не сделал. Поэтому-то так униженно просят прощения казаки и бабы после бабьего бунта. Не потому, что считают себя неправыми: они хотели взять зерно, которое им принадлежало и без которого они обречены были на голод. А потому, что боятся, что их объявят "врагами" и сошлют. И не пустыми словами, а страшной угрозой звучит давыдовское: "Болыпе-вики не мстят, а беспощадно карают только врагов...". И многое значит его обещание не считать участников "бабьего бунта" "врагами" и не применять к ним "административных мер".А кроме раскулачивания есть еще и меры, которые "убеждают", что колхоза казакам не миновать: лишение гражданских и избирательских прав, после чего человека в любой момент могли арестовать; объявление "бедных крестьян "подкулачниками", если у них просыпались совесть и жалость. Объявление "социально опасным" и, наконец, наган и холодная комната. Последние меры отлично применял Макар Нагульнов. И идут, помимо воли, казаки, "слезой и кровью" разрывая "пуповину, соединявшую... с собственностью, с быками, с родным паем земли".Среди колхозников вынужден прятаться и крепкий хозяин Яков Лукич Островнов, который успел замаскироваться, чтобы не попасть под раскулачивание. Только с Полов-цевым и может откровенно поговорить он о колхозе, о бедняках, которые теперь там заправляют: "Он, может, всю жизнь на печи лежал да об сладком куске думал, а я... да что там гутарить!". А Яков Лукич всю жизнь работал, да интересовался агротехникой, дагорб наживал. А теперь все под корень! Да, ужасная пора, когда трудолюбивый и удачливый человек вынужден прятаться. Конечно, писатель рисует Островнова, Половцева черными красками. Но думается, здесь явная предвзятость. Хорошие душевные качества мало зависят от денежного состояния. И они скорее даже присущи богатым людям, чем бедным.За короткое время, что описано в романе "Поднятая целина", читатель наглядно видит плоды "великого перелома". В хуторе не остается зажиточных хозяев, хлеб для хлебозаготовок выбивают силой, крестьян, захотевших согласно лживой сталинской статье "Головокружение от успехов" выйти из колхоза, лишают семенного хлеба; перед вступлением в колхоз порезано множество скота и т.п. А впереди для страны страшный голод, репрессии и война...Оправдывая жестокость и беззаконие, Шолохов пытается изобразить дело так, будто на Дону готовится антисоветское восста-ние. Сегодня уже известно, что большинство из тех контрреволюционных организаций, которые так успешно "раскрывало" ГПУ и НКВД, были попросту выдуманы. Скорее всего не существовал и описанный в романе "Союз освобождения Дона", потому что большинство активных борцов с новой властью или уехали, или были уничтожены. А остальные рассуждали подобно Никите Хопро-ву: "Я против власти не подымаюсь и другим не советую". Но даже если такой союз и существовал, он не мог серьезно угрожать партийной власти."Поднятая целина" невольно разоблачает и другой обман Сталина, что раскулачивание — это мера, принятая как защита против террора кулаков, которые всячески вредят колхозам. Нет, ничем русский народ не заслужил уничтожения миллионов самых работящих своих хозяев. А если и были где-то случаи сопротивления, то это была месть отдельных людей, доведенных до отчаяния ограблением и насилием над ними и близкими. Таков и Тимофей Рваный в романе.Читая роман, горюешь, что так страшно изломаны и исковерканы оказались судьбы, души и нравы казаков. И невольно думаешь о том, до какого унижения России довела ее колхозная система, что она вынуждена просить помощи у других стран.