среда, 26 августа 2020 г.

Тема трагической судьбы человека в произведениях А.П.Платонова, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова

Тема трагической судьбы человека в произведениях А.П.Платонова,  А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государствевозникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда самостановление тоталитарного государства еще только намечалось. Онобыло предугадано писателем Е.Замятиным в романе "Мы", в образеЕдиного Государства, в котором человек с его индивидуальностьюпочти уничтожен, сведен к "нумеру", где все одеты в одинаковыеодежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. РоманЕ.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло досоветского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться вего жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина,в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение кличности как к строительному материалу, обесценивание человека, егожизни. Особенно трагический оборот все это приобретало в годы, когдашло массовое истребление целых слоев населения по различнымпризнакам - уничтожали дворян, организовывали расказачивание,раскулачивание или "ликвидацию кулачества как класса", наконец,1937-1938 годы - пик "большого террора", страшные годы ежовщины,которые сменились долгими десятилетиями бериевщины. В русскойлитературе все эти трагические события долгие годы были абсолютнозапретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанноееще в 30-х годах стихотворение О.Мандельштама, разоблачающееСталина, стихотворения о трагедии матерей, которые растили детей"для плахи, для застенка и тюрьмы", А.Ахматовой и ее поэма "Реквием",повесть Л.Чуковской"Софья Петровна" и многие другие произведения, которые только впоследние десятилетия возвращены нам.Попыткой нарушить вынужденный заговор молчания, сказать читателюправду о страшных годах террора, о трагедии личности стало творчествописателей, таких как Юрий Домбровский, автор романа "Хранительдревностей" и его продолжения - романа "Факультет ненужных вещей".К этой теме обращается писатель Варлам Шаламов, человектрагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымскихлагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологическоговоздействия произведений, своеобразного колымского эпоса,показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек внечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему"Колымских рассказов" В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бытеряет все, что связывает его с нормальной человеческой средойобитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так уВ.Шаламова появляются понятия "первая жизнь" (долагерная) и втораяжизнь - жизнь в лагере. Писатель не щадит читателя, в его рассказахпоявляются страшные подробности, которые невозможно понять бездушевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка,гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников, считавшихсяв лагерях "друзьями народа" в отличие от политических заключенных,прежде всего интеллигентов, которых называли "врагами народа" икоторые были отданы в полную власть уголовникам. В своих рассказахВ.Шаламов показывает то,что было страшнее холода, голода и болезней- человеческое унижение, низводившее людей до уровня животных.Оно просто погружает их в состояние небытия, когда из человекауходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена "полусознанием,существованием". В рассказе "Сентенция" автор с почти научнойточностью анализирует состояние человека в этой нечеловеческойжизни, когда единственным его чувством остается злоба. Когда смертьотступает, а к человеку возвращается сознание, он с радостью замечает,что его мозг начинает работать, из глубин памяти всплывает давнозабытое научное слово "сентенция". В рассказе "Тифозный карантин",В-Шаламов показывает другую грань человеческого унижения:готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями ихолопами. Этих главарей окружает "толпа услужающих", готовых на чтоугодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. Икогда в этой толпе герой рассказа видит знакомое лицо, капитанаШнайдера, немецкого коммуниста, знатока Гете, образованногочеловека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагереисполняет унизительную роль "чесальщика пяток" у вора Сенечки, емуне хочется жить. Автор описывает переживания Андреева, героярассказа: "Хотя это было небольшое и нестрашное событие посравнению с тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, онзапомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В.Шаламова - непросто художественный документ. Это целостная картина мира, скорее,антимира, абсурда, в который брошен человек страшным монстромтеррора, переламывающего миллионы людей. В этом антимире всеперевернуто. Человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а втюрьму. В рассказе "Надгробное слово" так и сказано: "Тюрьма-этосвобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди, не боясь,говорили все, что думали. Где они отдыхали душой". Творчество B.Шаламова стало и историческим документом, и фактом философскогоосмысления целой эпохи. В целом русская литература XX векараскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позицийгуманизма, в традициях русской классической литературы.