Замысел и план романа "Обломов" возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым "Литературном сборнике" главу "Сон Обломова", которую сам впоследствии называл "увертюрой всего романа". Эта центральная по своему значению глава "Обломова" имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
Обломовка - чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломо-вых - такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы - гостеприимные хозяева.
Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка... Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, - это поставили деревянную подпорку.
На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломо-вых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды - забота о пище была первая и главная жизненная забота.
Вспоминает Илья Ильич и зимнюю пору: как он жался ночью от страха к няне, как рассказывала она ему сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Жар-птице, красавице Милитрисе Кирбитьевне. Ребенок жадно все это слушал, и всегда сказки были со счастливым концом. Барчонок привык к победе добра над злом и другого себе не представлял. Но все это было в далеком детстве, а сейчас Илья Ильич живет в Петербурге, из Обломовки, от своего приворовывающего старосты он получает деньги, на которые небогато живет в городе. Сейчас Обломовка - полуразвалившееся имение, приносящее скромный доход. Несмотря на то, что Обломов живет в огромном городе, а не в глуши, в своем поместье, он ведет практически такой же образ жизни, как и до приезда в Петербург. Он живет спокойно у себя на квартире, много спит, все за него делает Захар, который прислуживал ему, когда барин был еще совсем ребенком. Вкусную еду готовит Обломову кухарка Анисья, проворная баба лет сорока пяти. По-прежнему в доме Обломова толкутся люди.
Сходство с Обломрвкой еще больше усиливается, когда герой переезжает на Выборгскую сторону в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной и ее брата, Ивана Матвеевича Мухоярова. Как здесь тихо и спокойно живется Илье Ильичу! Хозяйка здесь - Агафья Матвеевна, ставшая впоследствии женой барина и напоминавшая Обломову его умершую мать. Как здесь все всегда прибрано, опрятно! Какую замечательную еду, как и в Обломов-ке, готовит ему хозяйка! Это же самая настоящая Обломовка! Здесь Илья Ильич живет, как и в детстве в Обломовке, он попал в свою среду. Ну и пусть Штольц, друг Ильи Ильича, называет такую жизнь "обломовщиной" и сокрушается по поводу загубленной напрасно жизни. Илье Ильичу такая жизнь кажется естественной - ведь он вырос в таких условиях.
Здесь, на Выборгской стороне, мы видим ту же Обломовку, то же без-различие и лень. Ничто и никто не может изменить этого. Казалось бы, любовь к Ольге разбудила Обломова, но "обломовщина" настолько глубоко живет в душе человека, что спустя некоторое время Обломов вновь возвращается к прежнему образу жизни.
Таким образом, мы видим, что Обломовка не умерла вместе с патриар-хальным укладом. Это образ жизни, который губительно сказался на целом поколении русского дворянства.