понедельник, 24 мая 2021 г.

Трагизм гибели великого русского поэта А. С. Пушкина

Трагизм гибели великого русского поэта А. С. Пушкина

Но там и я свой след оставил, Там, ветру в дар, на темну ель Повесил звонкую свирель.А. С. Пушкин "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте, — сказал Н. В. Гоголь. — В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство". Пушкин явление чрезвычайное и, может быть, единственное. В нем русская природа, русская душа, русский характер. Пушкин — классик нашей литературы, немеркнущий и загадочно недостижимый для нее идеал. Это — солнце русской классической поэзии. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка. Бог дал Пушкину оформленный и зрелый язык художественных слов-образов, в котором отразился весь душевный процесс "русского гения". В Пушкине заключен высокий дух нашей классической литературы. Путь, пройденный и отраженный поэтом в его поэзии, отзовется потом в творчестве Толстого и Достоевского, воплотится в жизни их героев: от разочарования и безверия — к вере и молитве, от революционного бунтарства — к мудрой государственности, от юношеского многолю-бия — к культу семейного очага, от мечтательного свободолюбия - к трезвому, оберегающему преемственность исторического развития консерватизму. Этот путь был сложен и тернист. В сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинев. К служебным обязанностям своим относился спустя рукава и даже поселился на жительство в доме генерала, снимая комнату на первом этаже. Пушкин в это время много работал. В послании "Чаадаеву" поэт писал:Владею днем моим; с порядком дружен ум; Учусь удерживать вниманье долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младости утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне. Однако Кишинев в период пребывания в нем Пушкина отнюдь не напоминал "тихую пустыню". Вскоре он стал центром готовящегося греческого восстания — национально-освободительной борьбы против турецкого владычества. Пушкин мечтал о своем личном участии в этом деле. Он написал цикл стихов, поэтизирующих сражающийся народ и его героев: "Война" (1821), "Гречанке" (1822), "Я твой навек, Эллеферия" (1821). Вольнолюбивые надежды Пушкина поддерживаются и кишиневским окружением поэта. Он фактически оказался в центре Южного общества декабристов. В феврале 1822 года правительство, давно следившее за деятельностью кишиневского кружка, приступило к его разгрому. В. Ф. Раевский был арестован. Положение Пушкина в Кишиневе с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. Поэтому он обрадовался предоставившейся ему возможности перевода в Одессу под покровительство нового начальника края М. С. Воронцова. Пройдет немного времени, и Пушкин об этом горько пожалеет. Пребывание в Одессе вскоре осложнилось для Пушкина глубоким конфликтом со своим новым начальником. Видя пренебрежительное отношение поэта к обязанностям по службе, Воронцов специально отправил его в оскорбительную в своей бессмысленности командировку "на саранчу". Пушкин подал прошение об отставке. 8 июля 1824 года поэт высочайшим повелением бил уволен со службы, а затем сослан в родовое имение Ми-хайловское под двойной надзор — полицейский и духовный. В Михайловском он подвел итог целому периоду своего творчества: в лирике — стихотворением "К морю", в лироэпосе — романтической поэмой "Цыгане". Зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем "русского Байрона", решительно одолелискус "байронизма" и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь. Прошло несколько месяцев в Михайловском, Пушкин пребывал в унынии, по вечерам слушал сказки своей няни. Сохранились записи семи сказок, сделанные Пушкиным со слов Арины Родионовны; на их основе поэт написал впоследствии "Сказку о царе Салтане", "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях ". Михайловское одиночество, по словам близко знавшей и любившей Пушкина А. П. Керн, много содействовало развитию его гения. В Михайловском поэт пережил небывалый творческий подъем, сопоставимый лишь с бол-дин ской осенью 1830 года. Он завершил начатых на юге "Цыган", создал "Бориса Годунова", "Графа Нулина", "Сцены из Фауста", "Разговор книгопродавца с поэтом", цикл "Подражание Корану", "Андрея Шенье", "Я помню чудное мгновенье" и множество других лирических стихов, написал третью, четвертую и пятую главы "Евгения Онегина". 19 ноября 1825 года скоропостижно умер в Таганроге Александр I. Известие о его смерти дошло до Михайловского около 10 декабря. У Пушкина появилась надежда на освобождение. Он решил, пользуясь периодом междуцарствия, тайно вырваться в Петербург, но план сорвался. В начале сентября 1826 года государь прибыл в Москву для коронации. А 4 сентября в Михайловское прискакал фельдъегерь, в сопровождении которого, хотя и "не в виде арестанта", Пушкин был доставлен в Москву, прямо в Кремль. Его ввели в кабинет императора в дорожном костюме, пыльным и небритым. После довольно продолжительной беседы царь, от-пустив Пушкина, сказал, что сегодня он разговаривал "с умнейшим человеком в России". Пушкину было разрешено жить в Москве, а с царем установились "особые" отношения. "Я сам буду твоим цензором", — сказал ему Николай. Все чаще оглядывается Пушкин на пройденный путь и все решительнее подвергает свою жизнь критическому,нелицеприятному и беспощадному суду перед лицом вечности, у двери которой остановился теперь его поэтический гений. Исповедальные, покаянные мотивы наиболее сильно прозвучали в стихотворении "Воспоминание":Когда для смертного умолкнет шумный деньИ на немые стогны градаПолупрозрачная наляжет ночи теньИ сон, дневных трудов награда,В то время для меня влачатся в тишинеЧасы томительного бденья:В бездействии ночном живей горят во мнеЗмеи сердечной угрызенья... В 1830 году Пушкин получил благословение на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового владения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала поэта в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: Пушкин пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть "Домик в Коломне"; драматические произ-ведения "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы", "Дон Жуан"; цикл прозаических вещей под общим названием "Повести Белкина"; "Историю села Горюхина"; около 30-ти лирических стихотворений; он завершил роман в стихах "Евгений Онегин". 18 февраля 1831 года состоялось венчание Пушкина с Н. Н. Гончаровой в Москве в церкви Большого Вознесения на Никитской. Весну и лето молодая чета провела в Царском Селе, а осенью 1831 года Пушкины переселились в Петербург. Наступил последний период жизни и творчества поэта. Продолжая затронутую им в "Стансах" и развернутую в "Полтаве" тему царствования Петра Великого, Пушкин решает написать серьезный научный труд -историю Петра. Он получает разрешение Николая I посе-щать государственные архивы и определяется в Колле-гию иностранных дел с назначенным государем жалованьем. Вскоре интересы Пушкина выходят за пределы петровского времени: его привлекает история Пугачевского бунта. Он едет в Оренбургскую губернию, в места, где происходило восстание. На обратном пути поэт проводит два месяца в Болдине, переживая второй прилив творческого вдохновения. В болдинскую осень 1833 года Пушкин написал поэмы "Медный всадник" и "Анджело", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне". По возвращении в Петербург он издает "Историю Пугачевского бунта" и приступает к работе над повестью "Капитанская дочка". В поздний период творчества у Пушкина появляются критические ноты в оценке петровской деятельности. Поэма "Медный всадник" — наглядное тому подтверждение. Петр, олицетворяющий державную мощь российской государственности, является и здесь главным героем, хотя действие поэмы относится к 1824 году, ко времени большого петербургского наводнения. Название поэмы и особая роль в ней "медного всадника", памятника Петру I на Сенатской площади Петербурга, свидетельствуют о философском подходе Пушкина к освещению истории. Фигура Петра символизирует государственную мощь, а конь под ним — вздернутую державной уздой Россию. 1 января 1834 года Пушкин записал в своем дневни-ке: "Третьего дня я был пожалован в камер-юнкеры — что довольно неприлично моим летам". В 1835 году Пушкин с трудом добивается разрешения на издание собственного журнала, который он называет "Современник". Журнал выходит один раз в квартал. Но строгая аристократическая поэзия не принесла успеха Пушкину, не принесла успеха его журналу, подписка на который не превышала 60,0 экземпляров. Ожидаемых доходов журнал не давал и никак не поправил стесненное материальное положение Пушкина. Спасение от неудач, унижений, светских интриг, не-прочности последнего оплота — семейного очага — Пушкин находит в религии. Он создает цикл стихотворений,пронизанных глубоким христианским настроением. Среди них выделяются "Странник" и "Отцы пустынники и жены непорочны". Вместе с лицейским товарищем М. Л. Яковлевым Пушкин участвует "советом и делом" в издании "Словаря исторического о святых, прославленных в российской церкви". Но придворная толпа, среди которой было немало людей развращенных и завистливых, с каждым днем проникалась чувством недоброжелательности к Пушкину и его жене, В придворных кругах были и такие люди, которых бесила поэтическая гениальность Пушкина, его глубокий патриотизм и способность в любую минуту отстоять в стихах достоинство и честь России. К ним принадлежали, например, министр иностранных дел Карл Нессельроде и его супруга. Своим человеком в салоне супругов Нессельроде был голландский посланник, масон Луи Бор-хард Бевернаард Геккерн, который в начале 1830-х годов привез с собой в Петербург усыновленного им при живом отце француза Дантеса. Эта "семейка" Геккернов, известная всему Петербургу своим распутством, и должна была сыграть роковую роль в судьбе русского национального поэта. Началось с расчетливых ухаживаний Дантеса за На-талией Николаевной. Когда Пушкин вызвал его на ду-эль, Дантес струсил и запросил отсрочки на две недели. За это короткое время, стремясь избавиться от дуэли, он "успел влюбиться" в младшую сестру Наталии Николаевны, сделал ей предложение и женился. Загнав подлеца в угол, Пушкин снял свой вызов. Но теперь Дантес начал преследовать Пушкина просьбами о примирении, а "отец" его — распростра-нять сплетни о жестокости, нетерпимости, "африканской" ревнивости поэта. Тогда Пушкин нанес публичное оскорбление Геккерну-старшему, бросив ему в лицо очередное "послание" Дантеса. А в письме к барону он заявил: "Всем поведением этого юнца руководили вы. Это вы диктовали ему пошлости, которые он распускал, и нелепости, которые он осмеливался писать".Геккерну-старшему ничего не оставалось делать, какпослать вызов Пушкину, но к барьеру за него вышел Дантес, до конца исполнивший отведенную ему в этом страшном спектакле роль... Смертельно раненный в живот и лишь контузивший противника ответным выстрелом, задевшим ему руку, Пушкин умирал в течение двух дней. 27 января в полночь приехал лейб-медик Н. Ф. Арендт с письмом от государя: "Любезный друг, Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свое попечение". За несколько минут до смерти Пушкин впал в полузабытье. Схватив руку В. И. Даля, он говорил: "Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше — ну пойдем!". Затем он вдруг открыл глаза. Лицо его прояснилось: "Кончена жизнь, — сказал он. — Тяжело дышать, давит". Это были его последние слова. Пушкин ушел из жизни тридцати семи лет, восьми месяцев и трех дней 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни. Особая черта таких писателей, как Пушкин, - их свечная современность". Они воспринимаются как "на-чало всех начал". В их творчестве видится воплощен-ным национальный идеал писателя и человека со свой-ственным ему чувством меры, с безупречным ощущением границ дозволенного в жизни и в искусстве. Поэтому они воспринимаются как образец, но образец, недостижимый для подражания. "Невозможно повторить Пушкина", - утверждал Го-голь. И в то же время русский критик Аполлон Григорьев с удивлением подмечал: "Во всей современной литературе нет ничего истинно замечательного и правильного, что бы в зародыше своем не находилось у Пушкина". Послепушкинская литература безотчетно и неосознанно, вне прямого стремления к подражанию, остается, тем не менее, в границах того магического круга художественных тем, идей и образов, который очерчен ее гением, высвечен ее немеркнущим солнцем. "Мы находим теперь, — писал вслед за Ал. Григорьевым Н. Н. Страхов, - что,несмотря на множество, по-видимому, новых путей, которыми шла с тех пор русская литература, эти пути были только продолжением дорог, уже начатых или со-вершенно пробитых Пушкиным". Русские писатели-классики, явившиеся после Пушкина, раскрывают и развивают те емкие художественные формулы, которые содержит в себе образный мир Пушкина.