четверг, 20 мая 2021 г.

Проблема интеллигенции и революции

Проблема интеллигенции и революции

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России.Революция, Гражданская война изменили не только социально-по-литическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли,настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все во-круг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориен-тироваться в безумной мире, где старые, существовавшие на протя-жении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены.Каждого затронули революционные события, и поэтому естествен-ным было желание осмыслить происходящее. Большинство писате-лей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, по-тому что сами часто являлись участниками революций, свидетеля-ми коренных изменений. Как творческие личности, они стреми-лись дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были под-няты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделен-ными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе вы-работанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненавис-ти и неприятия инакомыслящих.Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в ра-ботах писателей была поднята проблема "лишних людей" - тех,кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем,что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответст-венной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторо-ну революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие,наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохра-нить старые идеалы.Каждый писатель по-своему относился к происходящим событи-ям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, про-славляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции "золотого ве-ка", желал сохранить русскую культуру, они оценивали револю-цию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости,любви...Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности про-исходящего. К ним относится И. Бабель. В "Конармии" он описы-вает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприя-тие главного героя - Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и вновелле "Мой первый гусь" мы узнаем о том, как тяжело ему осво-иться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно кнему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надобыть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от сво-их позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне ге-рой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладно-кровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы оста-ться просто живым, должен поступаться своими принципами, пре-вращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах "Пись-мо" и "Смерть Долгушева" И. Бабель пишет о страшной реально-сти, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убива-ет брата, сын - отца, отец - сына... происходит переоценка цен-ностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие но-вого гуманизма: для укрепления идеалов революции используютсялюбые средства, человек получает право вершить судьбу другого,решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгуше-ва. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действитель-ность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двой-ственном положении, он раздваивается между требованиями реаль-ного мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля "ломает-ся", уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на про-исходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, длянего страшна потеря нравственности.Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он былписателем новой эпохи, участником революционных событий и со-бытий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создаетопределенное настроение для понимания революции, утверждаетидеалы нового гуманизма. В "Разгроме" явно ощущается его пре-зрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика че-ловеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформиро-вавшейся личностью и сравнивает с Морозкой - сильным, уверен-ным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает ново-го героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положи-тельным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигентже является отрицательным героем. Фадеев относится к нему пред-взято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служитьреволюции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оцени-вал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.Можно провести параллель между произведением Фадеева и Па-стернака. В "Докторе Живаго" автор тоже поднимает проблему"лишнего человека", стремится понять, какова роль интеллиген-ции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидеся-тые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случивше-еся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершеннодругое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческихпозиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не до-веряет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен,Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не пособственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет вра-чебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену унего возникает желание переосмыслить все, что творится с ним.Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были зало-жены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пас-тернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут ине должны заставить человека отказываться от выработанных мно-гими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свиде-телем всего происходящего и понимал, что революция разрушиткультуру России, потому что нанесет страшный удар по интелли-генции, являющейся носительницей старых традиций и олицетво-ряющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатиейописывает семью Турбиных. Их дом, несмотря на разыгравшуюсяметель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, добро-ту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно по-гибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери само-го ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскуюкультуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстано-вить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если смете-ны старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своимпроизведением. О причинах трагедии русской интеллигенции гово-рит герой пьесы "Дни Турбиных" Алексей Турбин: "Народ не с на-ми, он против нас". В изолированности носителей культуры видитБулгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в Россииутрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из по-коления в поколение.Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей,во многом определила тематику и проблематику их произведений.Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от от-ношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремилсядать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происхо-дивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преоб-ладавшее в определенное время отрицательное отношение к интел-лигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, тра-диции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердитьновые идеалы, отвечающие только потребностям революции.