четверг, 20 мая 2021 г.

Человек и природа в русской литературе (п вариант)

Человек и природа в русской литературе (п вариант)

Тему человека и природы рассматривали многие писатели, исреди них мне хотелось бы назвать Валентина Распутина и его ро-ман "Прощание с Матерой". Природа в этом произведении предста-ет перед читателем в разных значениях. Это и пейзаж, и художест-венный символ гибели, смерти, и выявление сущности человека,человеческой природы; природа как хозяин жизнеустройства, ми-роустройства. Эти аспекты понимания природы я и попытаюсь рас-крыть.Пейзаж в повести выявляет настроение каждого и всех героев.Когда слухи о переселении жителей были еще неясными, неточны-ми, то природа предстает перед нами успокаивающая, нежная, до-брая: "Жары на острове, посреди воды, не бывает; по вечерам, ког-да затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое испарение,такая наступала кругом благодать, такой покой и мир,,, так все ка-залось прочным, вечным, что ни во что не верилось - ни в пере-езд, ни в затопление, ни в расставание... В конце романа природапоказывается тревожной, затихает в ожидании чего-то плохого,сумрачного; такое же настроение было и у оставшихся жителейМатеры: "Стояла глухая, сплошная тишь: не плескала вода, не до-носило привычного шума с переката на недалеком верхнем изломеАнгары, не булькала одиноким случайным чмоком со дна рыба, невозникало, не пробивалось нигде длинного и мерного, в другую по-ру доступного чуткому уху, поигрывающего посвиста течения, мол-чала земля - все кругом казалось заполнено мягкой, непроницае-мой плотью..." В романе картины природы выступают в роли сим-волов, которые меняют свое значение в зависимости от развитиясюжета и авторской идеи. К таким символам можно отнести образАнгары. В начале романа - это "могучая сверкающая течь", кото-рая катится "с чистым, веселым перезвоном", в конце же Ангаравовсе исчезает, она "сгинула в кромешной тьме тумана". Эволюцияэтого символа неотделима от эволюции жителей Матеры: ведь иони живут как в тумане: Павел на катере не может найти свою род-ную деревню, старухи, жившие столько лет вместе, не узнают другдруга, лишь видно, как "в тусклом размытом мерцании проносятсямимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые,похожие на тучи очертания..." Затем очень символичен туман, опу-стившийся на Матеру. Такого густого тумана не было уже давно, ион как бы является символическим концом Матеры, последний разоставляя ее в одиночестве с ее старейшими жителями. Вообще яхочу отметить, что природа, по Распутину, так или иначе изменя-ется в соответствии с изменениями в людской жизни, и можно сде-лать справедливый вывод, что природа и человек имеют в романеогромное влияние друг на друга и существуют нераздельно.Теперь я перейду к изображению природы как образа Хозяина.Сначала он описывается как "маленький, чуть больше кошки, нина какого другого зверя не похожий зверек", которого "никто ни-когда не видел", но "он здесь знал всех и все, что происходило изконца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окружен-ной и из воды поднявшейся земле". Однако он не является бессло-весным существом: его мысли, его анализ происходящего сразу жевыдают его предназначение. С одной стороны, это, безусловно, самавтор, который наблюдает за событиями как бы со стороны, загля-дывает вперед повествования ("Знал Хозяин, что Петруха скорораспорядится своей избой сам") и выносит его на суд читателя че-рез призму собственного восприятия. А с другой стороны, этот об-раз настолько гармоничен, что невольно напрашивается его олице-творение с самой природой, и через него она выражает свое отно-шение ко всему происходящему. Особенно четко это видно в самомконце произведения, когда "...в раскрытую дверь, как из развер-стой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливыйвой - то был прощальный голос Хозяина"; природа в образе Хозя-ина прощается с Матерой, которая была ей так дорога и близка.Наконец, я подхожу к третьему, самому, на мой взгляд, слож-ному аспекту представления природы в изображении ВалентинаРаспутина - природы, выявляющей природу человека. Эта темаявляется одной из основных во всех произведениях писателя. В"Прощании с Матерой" он создал яркие, колоритные образы, пока-зав в них все стороны человеческого характера. Это и бесстыдствоПетрухи, который, после того как поджег свою избу, говорил, как"в последний момент проснулся от дыма в легких и от жара в воло-сах - волоса аж потрескивали"; это и самобытность "чужака" Бо-годула, и духовная сила старухи Дарьи, которая сама прибираетсвою избу, прощается с ней, со своей прошлой жизнью; она испол-няет извечный обряд: "...Ее по-прежнему не оставляло светлое, ис-тайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней по-стоянно следит, кто-то ею руководит"; это и недетская серьезностьмолчаливого Коли, еще совсем маленького мальчика, который, од-нако, уже успел узнать жизнь. Автор нередко "выворачивает" сво-их героев наизнанку, показывая самые тайные уголки их души. Ия думаю, что Валентина Распутина можно смело назвать знатокомприроды человека и писателем драматического времени, совестьюсвоего народа.