вторник, 25 мая 2021 г.

Рецензия на прочитанную книгу. Дж. Лондон "Морской волк"

Рецензия на прочитанную книгу. Дж. Лондон

Одно из последних произведений, которое я прочитал в свобод-ное от занятий время, был роман великого американского писателяДжека Лондона "Морской волк". Раньше я уже был знаком со мно-гими произведениями этого автора. Мною были прочитаны такиеего романы, как "Зов предков", "Белый клык", "Смок Белью", атакже большое количество рассказов.Сейчас, как мне кажется, без Джека Лондона невозможно пред-ставить себе литературу нашего столетия, а значит, он сказал в ли-тературе свое слово, над которым время оказалось не властно. Иэто слово было услышано и современниками, и потомками.Как я позже узнал, Джек Лондон считал себя социалистом, ноего позицию никто не назвал бы последовательной. Он не представ-лял себе всей сложности развертывающихся в общественной жизнипроцессов. И рядом с книгами Маркса на его столе лежали сочине-ния Ницше, которые он проглатывал залпом, завороженный кра-сочными, романтическими пассажами, в которых немецкий мыс-литель прославлял "бунтаря по природе", бросающего вызов дряб-лому, анемичному, "плебейскому" миру, где всевластен "стадныйинстинкт толпы".Но клондайкские впечатления Джека Лондона, ведь писательбольшую часть своей жизни провел на Аляске, не могли не распо-ложить его к такой философии, и он тщетно пытался примирить еес фундаментальными положениями научного социализма.Следы этой внутренней борьбы явственны во многих произведе-ниях Джека Лондона, включая и один из его лучших романов"Морской волк", написанный в 1904 году.В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентномчеловеке Хэмфри Ван-Вейдене, который после кораблекрушения,чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом ко-рабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа.Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою лю-бовь к морской стихии. Его пейзажи поражают читателя мастерст-вом их описания, а также правдивостью и великолепием: "...а темвременем шхуна "Призрак", покачиваясь, ныряя, взбираясь надвижущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти,прокладывала себе путь все дальше и дальше - к самому сердцуТихого океана. Я слышал, как над морем бушует ветер. Его при-глушенный вой долетал и сюда".Мне кажется, что "Морской волк" - роман очень необычный, инеобычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, авместо них автор через размышления героев показывает читателю,какие мысли, переживания и "споры" живут в их душах: "Я при-сматривался к людям, собравшимся на палубе, - их было два-дцать человек. Мое любопытство было простительно, так как мнепредстояло, по-видимому, не одну неделю, а быть может, и не одинмесяц провести вместе с этими людьми в этом крошечном плавучеммирке".И хотя главным героем романа является Хэмфри Ван-Вейден, ядумаю, что большее внимание автор здесь уделяет другому персона-жу - капитану шхуны "Призрак". Волк Ларсен - характер чрез-вычайно сложный, по-своему сильный и цельный, и такой персо-наж приличествовал драме, а не сатирическому шаржу: "Возле лю-ка расхаживал взад и вперед, сердито жуя сигару, тот самый чело-век, случайному взгляду которого я был обязан своим спасением.Ростом он был, вероятно, пяти футов и десяти дюймов, быть мо-жет, десяти с половиной, но не это бросалось мне прежде всего вглаза, - я сразу почувствовал его силу. Это был человек атлетиче-ского сложения, с широкими плечами и грудью, но я не назвал быего тяжеловесным. В нем была какая-то жилистая, упругая сила, иона придавала этому огромному человеку некоторое сходство с го-риллой..."Роман, я полагаю, был начат блистательно. Но он "сломался"где-то в середине. Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с"Призрака", пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рис-кованное плавание, завершившееся на необитаемом острове, нача-лось действие совсем иной книги-робинзонады "влюбленных, кото-рым "и рай в шалаше". Джеку Лондону не изменило мастерство:морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческаяинтрига развертывалась по-прежнему стремительно. Однако исчез-ло главное - философский поединок, который Лондон устами по-вествователя вел с Ларсеном в начале романа.Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес вблокнот: "Морской волк" развенчивает ницшеанскую философию,а этого не заметили даже социалисты". Творчески писатель еще небыл готов вывести на сцену героя-социалиста, Ларсену противосто-ял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден, икапитан "Призрака" не раз и не два опровергал его умозрительныеаргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практическойжизни,И все-таки мне показалось, что никогда еще Лондону не удава-лось "вылепить" столь яркий и непростой характер, как характерЛарсена в этой книге: "Он крепко стоял на ногах, ступал твердо иуверенно. Все было полно решимости и казалось проявлением из-быточной, бьющей через край силы. Но эта внешняя сила казаласьлишь отголоском другой, еще более грозной силы, которая притаи-лась и дремала в нем, но могла в любой миг пробудиться подобноярости льва".Всем строением своей философии и всеми своими поступкамиЛарсен старается разрушить тот ореол святости и неприкосновен-ности, каким в сознании "прекраснодушных" интеллигентов вродеХэмфри увенчано понятие "человеческая жизнь". С его точки зре-ния, "жизнь - это просто торжествующее свинство", и Ларсенумеет находить аргументы в поддержку своей идеи.Сила этих аргументов в том, что понятие "жизнь" для Ларсенаобладает не отвлеченным, а реальным, практическим содержанием.Жизнь - это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица,трущобы и бесправие.Ларсен отождествляет понятие "жизнь" с понятием "буржуаз-ная цивилизация", и после этого ему не так уж трудно доказать еепорочность. Аргументированно спорить с "волком" мог бы толькочеловек, понимающий "природу" общественных отношений. УХэмфри этого нет, и он вынужден во всех спорах повторять одно ито же: "...ценность жизни в ней самой, и она не терпит насилиянад собой". Аргумент, конечно, бесспорный, но, несмотря на это,Хэмфри непросто отражать все новые и новые доводы Ларсена, ион с ужасом замечает, что такая убийственная логика способна по-работить и его.Варварские порядки, заведенные Ларсеном на шхуне, его жесто-кое глумление над матросами, его бескрайний цинизм, за которы-ми, я думаю, скрываются мучительно переживаемая им духовнаяопустошенность и одиночество, - все это логические следствия ис-поведуемой капитаном "Призрака" философии "вседозволенно-сти". Мне кажется, что Волк Ларсен - трагический герой, потомучто сама эта философия явилась во многом естественным результа-том его изломанной жизни. И, несмотря на все варварские поступ-ки, совершенные этим человеком, мне искренне жаль его самого иего загубленную жизнь.В целом эта книга произвела на меня огромное эмоциональноевпечатление. Особенно надолго "останется" в моей памяти капитаншхуны "Призрак" - Волк Ларсен. Я был просто поражен поведе-нием этого героя, который, несмотря на все препятствия, осталсяверен своим убеждениям.Вообще роман "Морской волк" произведение очень непростое.Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесьзатрагивает огромное количество "вечных" проблем и споров. Я ду-маю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношестваслишком поспешно. Он намного сложнее - художественный та-лант писателя был без преувеличения щедрым, помогая ему подня-ться над всей эпохой и шагнуть к читателю сегодняшнего дня.Учить справедливости и стойкости в испытаниях - одна из бла-городных задач искусства. Этой задаче и служили книги ДжекаЛондона, и в каждом, кто их читал, остается отблеск их света.