суббота, 15 мая 2021 г.

Критическое изображение военно-бюрократической среды в романе "Война и мир"

Критическое изображение военно-бюрократической среды в романе

Л.Н. Толстой создал много произведений, но особенно велико значениеего романа-эпопеи "Война и мир". Этот роман повествует, как обумственных исканиях наиболее передовой части дворянства, так и опотрясающем бездействии ведущего паразитический образ жизни"общества". Изображая этих "неумных ненужностей" и разоблачая избездарную сущность в романе "Война и мир", Л.Н. Толстой достигаеттого, чего он не достиг полностью в "Анне Каренине" и "Воскресении",- наиболее цельного изображения "пошлости пошлого человека".Первое, что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман, - этополное уничтожение писателем какого либо авторитета светскогообщества. Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями:Ипполитом, Анатолем и дочерью Элен.Князь Василий Курагин - представитель правящей верхушки. Главнаяцель действий князя - личная выгода. Он говорил себе: "Вот Пьербогат, я должен заманить его жениться на дочери..." Если человек могбыть полезным князю, он сближался с ним, говорил ему любезности,льстил. По словам Л.Н. Толстого, князя Василия постоянно влекло клюдям сильнее и богаче его. Так, целью его пребывания на вечере уАнны Павловны Шерер; было намерение устроить сына Ипполитапервым секретарем в Вену. Когда не удалось похитить завещание графаБезухова, кьязь Василий, пользуясь непрактичностью Пьера и егонеопытностью, женит его на своей дочери. Князь Василий пользуетсяуважением общества, что вполне характеризует его. Ипполит, старшийсын князя, - глупец. Но это не мешает ему "делать дипломатическуюкарьеру." Ведь он богат и знатен! Младший сын князя Василия,Анатоль, - ограниченный, развращенный "молодец", чей эгоизмпроявляется в попытке похитить Наташу Ростову.Достойна своего отца и дочь князя - Элен, глупая, хитрая иразвращенная женщина. "Где вы, там разврат, зло", - говорит ей Пьер.Мы видим, как нещадно бичует Л.Н. Толстой образ жизнивеликосветских дам, занимающихся исключительно туалетами,сплетнями и пересудами, вместе с автором смеемся над группкамимужчин, каждая из которых состоит из "необходимых, глупцов",которые, обступив "непременных посланников с чрезвычайно умнымвидом слушают политические речи, конечно,непонятные им".Салон Анны Павловны Шерер Л.Н. Толстой сравнивает с прядильноймастерской, в которой "веретена с разных сторон равномерно и, неумолкая, шумели". С первой картины вечернего приема чувствуется, чтожизнь завсегдатаев салона наполнена только внешним лоском, всеживое гаснет в этой бездушной обстановке. Анна Павловна со страхомнаблюдает за Пьером: не слишком ли громко он говорит, смеется. Икогда Пьеру удается завязать разговор с аббатом, Анна Павловнастрашно беспокоится.Под внешним блеском высшего света скрывается или пустоефразерство, или наигранная заинтересованность, или интриги, расчеты,фальшь и лицемерие всегда царят в салоне Шерер. Мелкие интриги,являющиеся неотъемлемой частью жизни светского общества, лишьдополняют целую галерею его недостатков и свидетельствуют онебывало низком уровне нравственности этих людей. Им несвойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаем лишьвыставляемый ими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей втакое тяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди спотрясающим лицемерием занимались тем, что "щипали корпию дляблага отечества". Вот и вся их "любовь" к отечеству. Лицемерныеафишки, призывающие "встать на защиту отечества", еще раздоказывают, насколько презрительно относятся к своему народу, ксвоей героической Родине существующие, но не живущие светскиесалоны.Но таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако неменее омерзительную картину представляют собой люди,принадлежащие к высшему свету и использующие войну .как средствонаживы! Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет"шифоньерку из красного дерева". Берг не взволнован трагедиейсражения под Аустерлицем - он извлек для себя пользу: получилнаграду. Он сумел "отличиться" и в финляндской войне, поднявосколок гранаты, которым был убит адъютант. А ведь это из гостиныхсвета приезжала в действующую армию "золотая молодежь" .за чинамии орденами, пополняя ряды "трутней". Они-то не одиноки. Таких"бергов" и "жерковых" было очень много среди штабных офицеров, онинаводняли армию и ослабляли ее. А разве лучше их те представителивоенной знати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своихкарьерских желаний? Они едут на войну как "на ловлю счастья ичинов". Их не интересует судьба Родины и исход войны. Такие, какДрубецкой, Жирков, Берг, Несвицкий и многие другие "герои", глухи кпризыву России. Им не свойственны даже кратковременные душевныепорывы. Как же нечиста их совесть перед Родиной!Их жизнь на фронте лишена никчемности светской жизни, они неявляются героями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль иникого не убивают, но их животное существование, формальноеприсутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваемкак несравненно более тяжкое преступление.Но вернемся в блестящий Петербург. Его, конечно, не сравнить сБородиным: вихри светских сплетен и интриг в полном разгаре, ноникто не вспоминает о тех, кто идет на смерть ради сохраненияникчемной жизни света, ради сохранения придворной мишуры.Некоторые "передовые" члены светского общества, пытаясьразнообразить жизнь придворной знати, вводят никому не нужныеновшества: появляются "тайные масонские организации".Реализм Л.Н. Толстого сатирически высмеивает "важных религиозныхмасонов", клеймит позором такое времяпровождение. Что же можносказать об организациях, если руководителем ложи масонов был самцарь Александр II?Образом Пьера Безухова, который, вначале увлекшись идеями масонов,но потом осознав их несостоятельность покидает организацию, Л.Н.Толстой призывает людей к ведению другого образа жизни, кстремлению быть полезными обществу, а не уходить от реальной жизнив туманность пустых грез. Этим призывом автор ставит актуальнейшуюпроблему современного ему общества.Л.Н. Толстой, как писатель-реалист, срывая "все и всяческие маски" с"существователей", призывает передовых людей порвать с придворнымипережитками, идти в ногу с веком, иметь ясную цель перед собой.Так Пьер Безухов, умственные искания которого претерпели большие итрудные изменения, становится борцом за лучшую жизнь. В концеромана он уже является, как мы предполагаем, членом одного изтайных обществ. Он твердо уверен, что передовые люди его временидолжны быть вместе с ними. И это действительно так. По содержаниюромана - чувствуется, что если князь Андрей Волконский был бы жив,то его место, место настоящего борца-патриота, отдавшего своюпрекрасную жизнь за освобождение родной земли, было бы наСенатской площади, вместе с декабристами.Действие романа, поиски смысла жизни лучшими представителямидворянства раскрывают новую тему в творчестве Л..Н. Толстого - темудекабризма, тему, поставленную реальной жизнью.Огромная заслуга Л.Н. Толстого заключается в том, что он, как никтодругой, сумел показать рост передового человека своей эпохи, егомысли, чувства, переживания. Л.Н. Толстой и его гениальныепроизведения будут вечно жить в сердцах людей.