Прочитан "Евгений Онегин", и как будто поставлена точка, но в душе еще живут неповторимые, удивительные строки. Их уже невозможно забыть, их нельзя сразу начать анализировать, просто нужно замереть, затаиться на время, чтобы пережить этот восторг, вызванный соприкосновением с высочайшим искусством. Хочется просто побыть на этой высоте, а потом, через какое-то время, позволить себе вновь погрузиться в царство образов, рифм, в судьбу главных героев и тогда уже попробовать понять, что ты чувствуешь по отношению к каждому из них.
Итак, я снова открываю "Евгения Онегина" (слово "открываю" здесь звучит двояко: оно относится и к книге, и к самому произведению, которое, наверное, можно открывать для себя всю жизнь). Неожиданно я понимаю, что собираюсь не читать, а слушать вдохновенный рассказ своего старого друга - Автора. Кто он? Сторонний наблюдатель или заинтересованное лицо? Его биография отчасти совпадает с пушкинской, но можно ли считать это прямой связью поэта с его лирическим героем? Скорее, нет: связь персонажа романа и реального прототипа всегда очень сложна. Пушкин постепенно обособляет образ Автора - и от собственной личности, и от образа главного героя. Автор, каким он предстает в многочисленных "лирических отступлениях" (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чемвыше, тем меньше совпадает с ним во вкусах, пристрастиях, глядах. Автор такой же полноправный участник событий, как Евгений Онегин, Татьяна, Ленский. Действие романа разворачивается с зимы 1819 до весны 1825 года (то есть до известных исторических событий). Время же создания романа определено другими временными рам-ками: 1823-1830 годы. Таким образом, становится очевидным, насколько жизненный путь Автора отличается от судьбы его героя. Из многочисленных намеков, рассыпанных по тек-сту первой главы, можно заключить, что Автор претерпел некую превратность судьбы, что он гоним и, возможно, сослан (рассказ о родном Петербурге ведется сквозь дымку разлуки). С Онегиным его роднит чувство разочарования: "младые дни" его неслись в вихре света; жизнь была поделена между театром и балами; стройные ножки вдохновляли его, но - увы! - об этом приходится лишь вспоминать:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави Боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.
Знакомство с Онегиным и происходит в тот момент, когда хандра настигает обоих: "Я был озлоблен, он угрюм". Из такого разочарованного состояния, очевидно, есть два выхода: в деятельную политическую оппозицию и в страдательно-никчемную жизнь "лишнего человека". Онегину поначалу оставлены две возможности; впоследствии сюжет "столкнет" его на вторую дорогу. Однако Автор, судя по всему, выбирает первую: намеки на его изгнанничество звучат постоянно. Время от времени он напоминает читателю, что живет вдали от шумных столиц: сначала где-то в "Овидиевых краях", затем -в имении, в глубине "собственно" России (здесь он бродит над озером, видит "творческие сны" и читает стихи не предмету страсти нежной, а старой няне да уткам). Позже мы узнаем, что Автор жил в Одессе, где и встретился вновь с Онегиным, путешествующим в тех краях:
Спустя три года, вслед за мною,
Скитаясь в той же стороне,
Онегин вспомнил обо мне.
(Очевидно, именно там Автор узнал от Онегина о Татьяне и о дуэли с Ленским.)
Автор постоянно вторгается в повествование (при том, что время и пространство, в которых он живет, не совпадают со временем и пространством, в которых действуют ос-тальные герои). Он забалтывает читателя, увлекая его не только историей героев, но и своей собственной историей, полной приключений и интриг. Надо отметить, что его иро-ния распространяется не только на героев романа, но и на самого себя.
От главы к главе меняется не только настроение Автора, но и его отношение к главному герою, а также стиль общения с читателем. Если в начале романа Автор называет Онегина "добрый мой приятель", то постепенно он отдаляется от него и даже заявляет:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
И даже несколько язвительно продолжает:
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
им образом, становится очевидным: Автор ни в коем случае не хочет, чтобы его идентифицировали с главным героем.
Когда в повествовании появляется Татьяна, Автор проникается к ней такой симпатией и даже любовью, что невольно (или осознанно) начинает смотреть на все происходящее ее глазами. Его идеалы становятся более патриархальными, на-циональными, "домашними". Эти перемены скрыты под покровом все той же насмешливой интонации, в которой ведется разговор с читателем. "Серьезную" точку зрения на Евгения Онегина как на оппозиционера Автор передоверил глуповатым провинциальным помещикам, соседям Онегина по дядиному имению (где-то на северо-западе России, в семи днях езды "на своих" из Москвы, то есть в абсолютной глуши). Только они способны считать Евгения Онегина "опаснейшим" чудаком и даже "фармазоном". Автор, а с ним, конечно, и читатель смотрят на него все более трезвым взглядом.
Последняя, восьмая, глава дает совершенно новый образ Автора, так же, как и новый образ Евгения Онегина. Автор и герой, разочарованные в "наслажденьях жизни" в начале романа, одновременно начинают новый виток судьбы - в его конце. Автор многое пережил, многое познал со времен "светского" периода своей жизни. Он обращается к истоку - лицейским дням, когда ему открылось таинство Поэзии. Этот путь незнаком и невозможен для Онегина, не обладающего талантом и даже не умеющего отличить "ямб от хорея". Он так и не сумел найти себя ни в общественной жизни, ни в любви.
Автор прощается с Онегиным "в минуту злую для него". Создается впечатление, что герой ему порядком надоел. Он предлагает читателю оставить Онегина:
Надолго... навсегда. За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли ?) пора!
Завершая роман, Автор прощается с читателем, с которым у него установились задушевные, и даже дружеские, отношения:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Таким образом, читатель как бы занимает место, первоначально уготованное Онегину.
Подводя итог, можно предположить, что расхождение Автора и героя во многом обусловлено наличием таланта и твердой гражданской позиции у первого и отсутствием таковых у второго. Онегин достаточно ординарен и душевно ленив. Все события, происходящие с ним, Автор принимает гораздо ближе к сердцу, чем он сам. Однако Онегину тоже дается возможность понять, что он способен на высокий порыв, узнать все то лучшее, что есть в его душе, и - как знать - может быть, когда-нибудь ему снова придется обнаружить в себе эту глубину чувств, эту "бурю ощущений".