воскресенье, 25 апреля 2021 г.

Нравственная проблематика военной прозы

Нравственная проблематика военной прозы

Смелый к победе стремится,Смелым - дорога вперед.Смелого пуля боится,Смелого штык не берет.А. СурковВойна... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, ес-ли помнить, что смерть для каждого человека - естественное, не-избежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызы-ваемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, какумолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не пе-рестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, изкоторой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,Так их много под вечной охраной гранита.Но знай, внимающий этим камням,Никто не забыт и ничто не забыто...Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориаль-ной плите в Ленинграде.Война советских людей с фашистскими агрессорами была одно-временно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войнысоветская литература. Она стала литературой одной темы - темывойны, темы Родины.Уже в первые дни войны в "Правде" печатается очерк М. Шоло-хова "На Дону". С этого момента очерки и публицистические ста-тьи стали преобладающими жанрами в его творчестве. Автор пока-зывает нравственное превосходство советских людей над врагом,рисует образ не сломленного страданиями человека, сохранившегото, что делает его непобедимым, - живую душу, способность ясномыслить, остро чувствовать и наблюдать. "Наука ненависти"М. Шолохова - это реальная история одного фронтовика, с кото-рым свел его случай. Писатель не пожелал замыкаться в рамки част-ной судьбы - он создал произведение, в котором художественнообобщил нравственный опыт народа и суровые уроки военного ли-холетья, раздумья самого писателя о русских людях, вызвавшихвосхищение всех честных людей земли своей стойкостью и мужест-вом, красотой и величием души. Нелегко далась "наука ненавис-ти" герою рассказа лейтенанту Герасимову. Закаленный в боях,вкусивший полную меру страдании, он спокойно и сдержанно де-лится своими мыслями с собеседником: "На таком оселке, как вой-на, все чувства отлично оттачиваются". От его слов веет силой испокойствием, в них таится опыт народа, испытавшего тяготы вой-ны. Герасимов не только себя имеет в виду, но и "всех нас", когдаговорит о ненависти к фашистам и о любви к Родине.Проблема героизма во время войны также является решающей,главной в творчестве писателя В. Быкова. Смелость, отвага, презре-ние к смерти - вот те основные качества, которыми определяетсядостоинство воина. В повестях Василя Быкова "Журавлиныйкрик", "Фронтовая страница" мы не увидим ни грандиозных тан-ковых сражений, ни решающих операций. Свое внимание он уде-ляет внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и ху-дожественно верно показать величие духа людей, истоки их бес-примерного героизма. Автор от повести к повести возвращается кволнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и продвигаясь,таким образом, все дальше и дальше в решении центральной длявсего его творчества проблемы - проблемы героизма. Героика уВ. Быкова отличается от тех устоявшихся представлений, которые,к сожалению, свойственны поверхностному пониманию подвига.Героизм у автора начисто лишен внешнего блеска, эффектной кра-сивости, "героического" ореола. Писателя интересует "душа" по-двига - нравственность. Не просто выстоять и победить, но высто-ять, победить и остаться в этой жестокой, нечеловечески труднойборьбе человеком, противопоставив фашизму и его исполнителям,которых Гитлер освободил от совести, человечности и даже элемен-тарной житейской морали, не только силу оружия, но и силу убеж-денности в правоте своего дела, - вот главное для героев произве-дений В. Быкова.Два типа жизненного поведения, истоки героизма, цена подвигаи позорный финал предательства - вот главные проблемы, рас-крывающиеся через образы двух героев повести В. Быкова "Сотни-ков". В своем произведении автор высказывается прямо и недву-смысленно, показав, к чему приводит в этой жесточайшей бескомп-ромиссной борьбе, что вел с фашистами советский народ, малейшаяуступка, малейший нравственный компромисс, малейшее отступле-ние от нравственных норм нашего общества. Рыбак - смелый бо-ец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один сврагом, он идет на предательство и убийство своего товарища.Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внеш-них признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, боль-ной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказалсясильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоста-вил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в са-мых нечеловеческих условиях человеком. Сотников гибнет. Он -герой. Ибо смерть его - это пример для тех людей, что собрались уместа казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности вборьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгро-мил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как по-двиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явилисьсвидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путьк спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.Сделал свой выбор и партизан Левчук, герой повести "Волчьястая", с риском для собственной жизни спасающий от "хищной"стаи карателей чужого ребенка и в жестокой борьбе с фашистамиутверждающий себя в высоком звании Человека. В "Волчьей стае",воскрешая еще одну страницу героической борьбы народных мсти-телей в тылу врага, В. Быков, как и в предыдущих своих произве-дениях, стремится показать те нравственные компоненты духовно-го мира человека, те грани характера, те тончайшие движения ду-ши, которые в конечном счете предопределят его поведение в тойили иной ситуации, обусловливают силу и слабость, героизм илипредательство в тяжелейшую минуту испытаний. В образах своихгероев В. Быков показал простых советских людей, на плечи кото-рых всей тяжестью легли события Великой Отечественной войны икоторые стойко и мужественно вынесли все выпавшие на их долюиспытания.У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит осо-бые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с не-бывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмыс-ленность захватнических войн.