пятница, 30 апреля 2021 г.

Рецензия на кинофильм "Кавказский пленник"

Рецензия на кинофильм

Чеченская война. Несомненно, в душе каждого из нас еще жи-вы воспоминания об этой трагической странице в истории нашейстраны. Фильм Сергея Бодрова "Кавказский пленник", рассказы-вающий о судьбе двух русских солдат, попавших в плен к чечен-ским боевикам, еще раз напоминает нам о ней и заставляет задума-ться над тем, как отвратительна и чудовищна война, насколькочужда она человеческому сознанию. В то же время фильм поража-ет нас прекрасными человеческими отношениями между героями,которые подобны цветку, распустившемуся на поле битвы.Сюжет "Кавказского пленника" понятен и близок всем людям.Такие сюжетные ситуации характерны для многих фильмов Бодро-ва. Например, в его картине "СЭР" мальчик бежит из исправитель-ной колонии, чтобы найти своего отца. Посмотрев предыдущие ра-боты Сергея Бодрова ("Сладкий сок внутри травы", "Непрофессио-налы", "СЭР"), мы можем отметить, что этот режиссер, показываясуровую правду жизни, смотрит на своих героев с теплотой и любо-вью. Такой же взгляд мы можем без труда уловить и в "Кавказ-ском пленнике".Многим критикам фильм показался слишком мягким, избегаю-щим показа кровавой реальности войны в Чечне или быта Россий-ской армии. Действительно, в нем нет зверств, нет эффектных ба-тальных сцен. Это объясняется тем, что замысел режиссера заклю-чался в создании картины взаимоотношений двух русских солдат ичеченцев, в плен к которым они попали.Создателей ленты вдохновило одноименное произведение ЛьваНиколаевича Толстого. Имена персонажей - Жилин, Дина, Абдул-Мурат, некоторые сюжетные моменты взяты из "Кавказского плен-ника" Толстого, поэтому и сам фильм носит такое название. Ре-жиссер следует традиции классика, восходящей к "Войне и миру",с его отрицанием войны и убийства.Главные герои фильма - рядовой Жилин и прапорщик Алек-сандр. Первый - брошенный в пекло войны призывник-новобра-нец, второй - профессионал-наемник. Оба, раненные в бою, попа-дают в плен к чеченцу Абдул-Мурату. Сын Абдула находится в пле-ну у русских, и старик хочет договориться с комендантом лагеря обобмене пленными. Во время неудачной попытки побега Александраубивают, Жилин остается один. Мать Жилина, потрясенная тем,что случилось с ее сыном, приезжает к коменданту и договаривает-ся об обмене. Но ее усилия оказались тщетными: сына Абдулы за-стрелили русские солдаты, когда тот пытался убежать. Картина по-казывает, как и почему возникает ужасная бесконечность крово-пролития. Одна кровь влечет за собой другую, одна смерть - сле-дующую. На этом строится сюжет. Этим он движется, пока кто-ни-будь не найдет в себе силы остановить, разорвать порочный круг.Абдул-Мурат находит в себе силы не мстить, не убивать. Видя, чтоего дочь Дина любит Жилина, старик сохраняет ему жизнь. Но фи-нал фильма омрачается страшной картиной: русские бомбардиров-щики летят бомбить аул Абдулы."Кавказский пленник" Сергея Бодрова - это фильм не только овойне, но и о любви. Юные герои фильма - Жилин и Дина - этоРомео и Джульетта в условиях войны на Кавказе, разделившейуже не два рода, а два народа.Лента имела большой успех на кинофестивале в Канне, где по-лучила приз ФИБРЕССИ и приз зрительских симпатий. На фести-вале "Кинотавро в Сочи фильм удостоен Гран-при, а Олег Меньши-ков, исполнитель роли Александра, и Сергей Бодров-младший, ис-полнивший роль Жилина, получили приз за лучшую мужскуюроль. Сняв в роли Жилина своего сына, Сергей Бодров-старший на-шел прекрасного партнера для Олега Меньшикова, а картина сталадля режиссера более значительной, личной. Беззащитные глазасолдата Жилина, в которых мы не видим ни одной ноты фальши,интуитивно угаданная Сергеем Бодровым-младшим пластика ком-пенсируют отсутствие в фильме философских глубин и эстетиче-ских порывов. В сильном актерском ансамбле блистает Олег Мень-шиков, который принес в фильм ноту оптимизма и жизнерадостно-сти. Благодаря мастерству оператора Павла Лебешева мы увиделиКавказ с его пейзажными красотами и местными обрядами.При всей видимой простоте в фильме есть то, что соединяет егокомпоненты: это внутренняя естественность, соответствие психоло-гическим и духовным реалиям нынешней России,