вторник, 1 июня 2021 г.

Символика имен в пьесах А. Н. Островского

Символика имен в пьесах А. Н. Островского

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаще всего древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в пьесах Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен в пьесах Островского трудно. Ясно, однако, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке. На этих моментах мы и остановимся подробнее.Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Например, персонаж "Бесприданницы" Паратов — это и "парад", и "пират". К наблюдениям Олеши можно добавить и, безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с "паратым" зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Матерым вожаком, например. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.Фамилии Дикой и Кабанова нет необходимости комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Проко-фьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса "не могла ужиться с родней", "уж очень ей дико казалось". Значит, Борис — Дикой по отцу. Это означает, что он не сумеет отстоять свою любовь и защитить Катерину. Ведь он — плоть от плоти своих предков и знает, что целиком находится во власти "темного царства". Да и Тихон — все-таки Кабанов, как бы ни был он "тих". Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала, скорее, бессознательно.Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, "варварка", не христианка, и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кули-гин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньм, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного, в этом страшном болоте он — кулик, птичка, и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото.Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса — "чайка" по-гречески, Катерина — "чистая". Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает "птиц" — "Ласточку" (пароход) и потом Ларису — чайку. Катерина — жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения души, ведь любила-то не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в "Бесприданнице" и в "Грозе") обе Игнатьевны, то есть "незнающие", "игнорирующие". Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.Ларису в "Бесприданнице" окружают не "звери". Это люди с огромными амбициями, играющие ею, как вещью. Мокий — "кощунствующий", Василий — "царь", Юлий — это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут — голова), а может быть, стремящийся быть главным. И каждый смотрит на Ларису как на модную, роскошную вещь. А что Лариса думает или чувствует — это дело десятое, вовсе их не интересующее. И избранник Ларисы, Паратов Сергей Сергеевич — "высокочтимый", то есть из рода надменных римских патрициев. Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей — ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).Итак, можно утверждать, что имена и фамилии в пьесах Островского зачастую по-могает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать "говорящими", так как это черта присуща пьесам классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.