пятница, 18 июня 2021 г.

"Незабываемого века недоброй памяти дела" (iii вариант)

А. Т. ТвардовскийОдной из самых значительных вех в истории России первой тре-ти XX века, наряду с Великой Октябрьской революцией, явиласьГражданская война 1918-1921 годов. В то же время она вошла врусскую литературу, став главной темой многих произведений, вчастности романов "Белая гвардия" М. А. Булгакова, "Доктор Жи-ваго" Б. Л. Пастернака и серии рассказов И. Э. Бабеля под общимназванием "Конармия". Но предметом изображения у этих писате-лей стала не череда побед и поражений. От беспристрастной хроно-логии военных действий их произведения отличает подход к изло-жению исторических событий. Он заключается в следующем: войнапреподнесена как история жизни людей. У Булгакова, Пастернакаи Бабеля на первый план выходит именно человек, а авторский ин-терес находится в сфере исследования влияния, которое на негооказывают исторические катаклизмы.Необходимо все же отметить, что у каждого из писателей естьсвой взгляд на изображаемые события, хотя принципиальные раз-личия между ними незначительны. Пастернак в "Докторе Живаго"отразил позицию интеллигенции в отношении войны, Бабель -процесс адаптации ее к условиям нового времени, Булгаков жестремился максимально абстрагироваться от идеологической подо-плеки происходящего и быть объективным (несмотря на это, в "Бе-лой гвардии" явственно чувствуется его антипатия к Петлюре).Но схожи мнения писателей в том, что судьбы людей, ставшихучастниками и просто свидетелями военных действий, глубоко тра-гичны. Война разрушает их жизни, лишает всего, что они имели.Так случилось с Василием ("Белая гвардия"), у которого петлюров-цы конфисковали все сбережения и учинили настоящий погром вквартире. Но еще более ужасно то, что ежедневно, ежечасно, еже-минутно умирали люди. В ходе осады Киева был убит полковникНай-Турс, чья смерть стала настоящим горем для его матери и се-стры; были расстреляны два санитара и одиннадцать наиболее ви-новных партизан по делу о заговоре против командира Ливерия.Еще более страшной, нежели физическая смерть, становитсянравственная гибель человека вследствие его моральной деграда-ции. В буднях войны у людей притупляется чувство жалости, ониутрачивают способность сострадать окружающим, ценить жизнь.Война разрушает традиционные представления о морали, устанав-ливает свои законы, выстраивает новую систему ценностей, в кото-рой нет места "ненужным" эмоциям. Яркий пример такой эволю-ции мы находим в "Конармии" Бабеля. Главный герой, К. В. Лю-тов, попадает на фронт чутким молодым человеком, исповедующимгуманистические идеи. Но чтобы утвердиться в новой среде, онвступает в борьбу с самим собой. В рассказе "Мой первый путь" Ба-бель описывает, как Лютов, желая заслужить уважение у будущихтоварищей по отряду, убивает гуся. Этот эпизод положил началодолгим душевным метаниям героя. Столкнувшись с необходимо-стью облегчить страдания смертельно раненного телефониста Дол-гушова, Лютов не находит в себе сил совершить убийство. За это онполучил страшный упрек: "Жалеете вы нашего брата, как кошкамышку..." Встав перед сложной философской дилеммой, Лютов пе-реступил через себя. Об этом свидетельствует спокойствие, с кото-рым он наблюдал за тем, как один из красноармейцев "правой ру-кой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгав-шись". Цена этого спокойствия - внутренний надлом.Но воздействие войны на человека может быть еще ужаснее.Она уничтожает здравый смысл, сводит людей с ума. В романе"Доктор Живаго" Пастернак изображает, как в угаре борьбы про-тивостояние "белых" войск и "красных" партизанских отрядов пе-рерастает в соревнование в жестокости и безжалостности. Жертвойэтой безумной кровавой резни становится "человеческий обрубок"без правой руки .и левой ноги, приползший в отряд Ливерия Мику-ли и рассказывающий о зверствах в карательных частях у "белого"генерала. Не менее красноречивый пример того, как может войналишать людей рассудка, - это судьба партизана Памфила Палых.Страх за судьбу семьи довел его до сумасшествия, и "он зарубилжену и трех детей тем самым, острым, как бритва, топором, кото-рым резал им, девочкам и любимому сыну, из дерева игрушки о.В судьбе Памфила Палых Пастернак воплотил главное противо-речие войны, ее антигуманную суть: преследуя благие цели, онаприносит несчастья.Силой, способной противостоять разрушающему все на своемпути урагану войны, и Пастернак, и Булгаков, и Бабель провозгла-шают любовь. Именно ее хочет положить торговец Гидали ("Гида-ли") в основу "Интернационала добрых людей" в противовес "рево-люции злых людей", Любовь дала надежду доктору Живаго, всели-ла в него решимость, позволившую ему бежать из партизанскогоотряда к своей семье. И та же любовь объединила семью Турбиных,сохранила в их доме атмосферу доверия, взаимопонимания и ду-шевного тепла, оградила людей, записанных в "книгу жизни", отбезжалостной лавины исторических катаклизмов.Придерживаясь единой концепции изображения войны,М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель пришли в своихпроизведениях к общему выводу: война недопустима, так как онаугрожает самому ценному в этом мире - человеческой жизни.