пятница, 7 февраля 2020 г.

Проблематика повести А. И. Солженицына "Раковый корпус"

Проблематика повести А. И. Солженицына

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, че-ловека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я немогу не написать о его повести "Раковый корпус" - произведении,которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, кото-рой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь ивынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он вос-питал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, незаимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повес-ти.Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохойили хороший, получивший высшее образование или, наоборот, не-образованный; какую бы должность он ни занимал, когда его по-стигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопос-тавленным чиновником, превращается в обыкновенного человека,который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в рако-вом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обре-ченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь,за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын,всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой кжизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: отсмысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назна-чения литературы.Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных нацио-нальностей, профессий, приверженных различным идеям. Однимиз таких пациентов был Олег Костоглотов - ссыльный, бывшийзек, а другим - Русанов, полная противоположность Костоглото-ву: партийный деятель, "ценный работник, заслуженный человек",преданный партии. Показав события повести вначале глазами Ру-санова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын далпонять, что постепенно сменится власть, что перестанут существо-вать Русановы с их "анкетным хозяйством", с их приемами раз-личного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые непринимают такие понятия, как "остатки буржуазного сознания" и"соцпроисхождения". Солженицын писал повесть, пытаясь пока-зать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точкизрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взглядысхожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет по-казать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Ру-санов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; ду-мать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов - выра-зитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через егоразговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точ-нее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как инет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По еепонятиям искренность в литературе вредна. "Литература - чтобыразвлечь нас, когда у нас настроение плохое", - говорит Авиета,не понимая, что литература действительно учитель жизни. И еслинадо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будетправды, так как никто не может точно сказать, что именно будет.А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и врядли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса,когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочейлошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскры-вает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишаютправа продолжать себя, ужасает его: "Сперва меня лишили моейсобственной жизни. Теперь лишают и права... продолжить себя.Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. Намилостыню?.." И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем,Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он оста-нется одним и тем же - оставить после себя кого-нибудь. Косто-глотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его сис-тему ценностей, на его понятие жизни.То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже по-влияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произ-ведение только выигрывает, так как человеку становится доступ-ным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу исам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-ни-будь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который вездевидит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный под-ход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает,что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назадему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выбро-шены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто некасался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоятьстена непонимания, подобно тому как не понимала КостоглотоваЛюдмила Афанасьевна.Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь,изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жаждужизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпетьотторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, ккоторой они так долго стремились, которую они заслужили.