понедельник, 10 февраля 2020 г.

Смысл названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир".

Смысл названия романа Л.Н.Толстого

Роман "Война и мир" быль задуман как роман о декабристе, возв-ратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое иставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На созда-ние романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) -неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее пос-ледствия.

Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемынарода, дворянской общественности и личной жизни человека, определяе-мой этическими нормами.

Главным художественным приемом, которым пользуется писатель,является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противо-поставлены в романе и две войны (1805 -1807 гг. и 1812 года), и двасражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), игорода (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле этопротивопоставление начинается уже с самого названия романа: "Война имир".

Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том,что в слове "мир" до революции было другое буквенное обозначение звука[и]- I - десятеричное, и слово писалось как "мiръ". Такое написание словаговорило о том, что оно многозначно. Действительно слово "мир" в заг-лавии не является простым обозначение понятия покоя, состояния, проти-воположного войне. В романе это слово имеет массу значений, освещаетважные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различныхслоев общества.

Эпическое начало в романе "Война и мир" невидимыми нитями свя-зывает в единое целое картины войны и мира. Точно так же, как "война,означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственнуювраждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравс-твенными барьерами, понятие "мир" фигурирует и раскрывается в эпопее всвоих разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа, не находящегосяв состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богу-чарове. Мир - это будничные интересы, которые, в отличие от браннойжизни, так мешают Николаю Ростову быть "прекрасным человеком" и такдосаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом"дурацком мире". Мир - это ближайшее окружение человека, которое всег-да рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни.Но мир - это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказываякнязю Андрею существование "царства правды". Мир - это братство людейнезависимо от национальных и классовых различий, здравицу которомупровозглашает Н.Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это жизнь. Мир- это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, пе-реплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содер-жание и потребность мира - труд и счастье, свободное и естественное ипотому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны- разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждеб-ность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само- утверждение своего эгоистического "я", несущее другим разрушение,горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русс-кой армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнива-ет весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь"столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук,засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу".

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей кар-тине: "Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных поло-жения на полях и лугах..., на которых сотни лет одновременно убиралиурожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина иСеченевского". Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н.Ростову,когда он видит "комнатное лицо" врага с дырочкой на подбородке и голу-быми глазами".

Рассказать правду о войне, заключает Толстой в "Войне и мире",очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показалчеловека на войне, но главным образом тем, что, развенчав ложную, онпервым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и од-новременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно слу-чилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скром-ные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей;"грешница" Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских ране-ных; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Куту-зов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само сочетание "война и мир" уже употреблялось в русской лите-ратуре, в частности, в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов":

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

Толстой так же, как и Пушкин, использует сочетание "война имир" как универсальную категорию.Л.Н.Толстой.