пятница, 14 февраля 2020 г.

Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы").

Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного  устройства (по роману Е.Замятина

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распоз-нать его очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пы-тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре-дугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро-маны Жюля Верна, Оруэлл "1984", Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру-гие.

Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенностьнастоящим, советской действительностью, заставила его задаваться воп-росом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым,чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможныхответов на этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны изромана Чернышевского "Что делать?".

Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной изклассических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме-талла.

В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстаетперед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечтасильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес-кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об-ществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю ре-альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь"Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу-да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения,открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властьюпревратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита-ли в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Чело-веку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода"есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворе-нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже небеспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимнаяжизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняе-мая сообразно "табелю сексуальных дней".

Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящейчеловечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства."Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех чле-нов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющимиочами "хранителей".

Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере-волюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли овозможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социа-листической идеи.

Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно-вения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централи-зацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер,была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйс-твенной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля-лось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственнаямодель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.

Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую-щем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, обопасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилиянад человеческой личностью. Последующие события отечественной и миро-вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на-род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии,и всеобщий страх, и застой.

Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош-лое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо-ры, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятинпоказывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности,где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не-ограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, лю-бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Новласти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию- последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствоватьсебя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческоедостоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщи-на, которая своей красотой побуждает на борьбу.

У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих нашихсовременников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально-го общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремлениеотсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Этотема экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, не-сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтаетвыгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они училисьтам у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс-тановить внутреннюю сущность человека.

Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, ктоусиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль-ных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был при-нят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашнихидеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запрет-ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживаякоторую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб-ные роману "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому"взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" -предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сооб-щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения,как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью.

Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на-деялся, что, может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станетвозможно служить в литературе большим идеям без прислуживания малень-ким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху-дожника слова". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом "игаразума" и началом распада Единого государства. Посмертно.