пятница, 7 февраля 2020 г.

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Вариант 2)

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Вариант 2)

С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века — эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправлялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с сочувствующими им. Николаевский режим преследовал не только недозволенные действия, но и недозволенные мысли. Жестокая реакция сделала свое дело — страна погрузилась в состояние апатии, в равнодушие, в бездействие. И все же остановить развитие общественной мысли вообще реакция не могла. Хоть изредка, но печатались произведения поэтов-декабристов, Кюхельбекера, Одоевского; начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский; смело шагнул в литературу юный Лермонтов. Написанное на смерть Пушкина стихотворение"Смерть Поэта" прогремело на всю страну и сделало имя автора известным.С восторгом относящийся к поэзии Пушкина, молодой Лермонтов не смог обуздать свой гнев, вызванный предательским убийством гениального поэта, и высказал своим стихотворением дерзкое обвинение всем виновным, назвав их "палачами". Кроме того, поэт напоминает о существование Божиего суда, который "не доступен звону злата" и от которого невозможно скрыть не только подлые поступки, но и подлые мысли. Перед этим "грозным судом" обязательно окажутся все, кто толкал "дивного гения" на смерть:Но есть и Божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь!Лермонтов выступал от лица целого поколения, живущего в эпоху безвременья, он осмыслил, суммировал многие горькие и трагические судьбы. Время навевало грустные мысли, которые, в свою очередь, выливались в печальные стихи.Полны трагизма и скорби лермонтовские стихи о России и русском народе. С болью и сожалением в стихотворении "Жалобы турка" поэт вынужден признать, что отечество его — "дикий край", "где хитрость и беспечность злобе дань несут", где процветает унижающее человеческое достоинство крепостничество:Там рано жизнь тяжка бывает для людей,Там за утехами несется укоризна,Там стонет человек от рабства и цепей!..Друг! Этот край... моя отчизна!Гордость звучит в словах поэта, когда он говорит о лучших людях России, называя их "умы и хладные и твердые, как камень", и в то же время Лермонтов с горечью признает, что они не могут реализовать себя, эпоха подчиняет их всеобщему равнодушию и апатии, "мощь их давится безвременной тоской, и рано гаснет в них добра спокойный пламень".Как и Пушкин, Лермонтов обращается к славному прошлому отечества, к образам лю-дей, храбро и мужественно сражавшихся против французских захватчиков. Так появляется стихотворение "Бородино" — гимн величию и отваге соотечественников. Воспевая могучий дух воинов прошлых лет, автор тут же скорбит об отсутствии такового у современников.Патриотическими чувствами проникнуто и стихотворение "Родина". "Люблю отчизну я, но странною любовью!" — говорит поэт и дальше поясняет, что любит не богатырей "Бородино", не героические страницы русской истории, которых не вернуть, — ему милы картины мирной деревенской жизни, неброская красота родной природы, обычаи простых людей:Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез. "..."И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.Бездействие его поколения, равнодушие соотечественников ко всему возмущают Лермонтова. Как не похоже его поколение на современников Пушкина, отчаянных, обуреваемых действием, вольнолюбивыми мечтами, жаждой служения отечеству и славы! С грустью и отчаянием в стихотворении "Дума" говорит поэт о том, что современники не оставят никакого следа в истории и за это будут справедливо осуждены и осмеяны потомками:И прах наш, с строгостью судьии гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сынаНад промотавшимся отцом.С детства мечтая быть поэтом, Лермонтов рано стал задумываться о роли поэта в жизни общества. Какой должна быть поэзия и что должен поэт передать людям — эти вопросы волновали его на протяжении всего творческого пути. Уже в стихотворении 1830 года ("О, полно извинять разврат!..") Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который "пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни". Но позже тема поэзии получила в творчестве Лермонтова новое звучание. Появляется целый цикл стихов, в которых авторобъявляет свое поэтическое кредо, Среди них "Поэт", "Пророк" и другие. В первом автор сокрушается, что в эпоху далеко не героическую поэзия стала всего лишь пустой, забытой побрякушкой, подобно кинжалу, украшающему стену в доме. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился со своей участью. Не позор ли это для настоящего поэта? В заключительной строфе автор говорит от имени поэта, тяготящегося бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:Проснешъсяль ты опять, осмеянный пророк/Иль никогда, на голос мщенъя,Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?..В "Пророке" затрагивается проблема непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о судьбе поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в "злобе и пороке".Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив свободы, к которой поэт так стремился и которая недостижима для него. От осознания этой недостижимости поэту "и скучно и грустно". Он, разуверившись и в дружбе, и в любви, приходит к выводу, что жизнь — это всего лишь "пустая и глупая шутка".Как и в гражданской, в интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного. Трагический характер любви в его стихах во многом обусловлен единственной и неразделенной любовью поэта к Варе Лопухиной:Душа моя должна прожить в земной неволеНе долго. Может быть, я не увижу болеТвой взор, твой милый взор,Столь нежный для других...В отличие от Пушкина, в стихах которого любовь — всегда радость, счастье, свет, у Лермонтова — это чувство высокое, светлое, но всегда неразделенное и потому не приносящее счастья. В связи с личными неудачами через всю любовную лирику поэта проходит образ неверной возлюбленной, недостойной глубокого и настоящего чувства:Мне грустно, потому что я тебя люблю...Стихи Лермонтова — это напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта не столько сосредоточен на окружающей действительности, сколько обращен внутрь души.Чувство, которое трудно выразить словами, лежит в основе стихотворения "Выхожу один я на дорогу...". Содержание его философское и состоит в сопоставлении спокойной, умиротворенной природы и неспокойного, страдающего человека, бесконечно ищущего ответы на вечные вопросы. Лирический герой томится от невозможности понять самого себя, от несбыточности желаний. В нем нет природной гармонии:В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом...Что же мне так больно и так трудно ?Жду лъ чего? Жалею ли о чем?Не принимавший равнодушия и безразличия, не понятый современниками, не нашедший любви, Лермонтов отдавал себя творчеству. Стихи его грустные, иными они быть не могли: слишком в безрадостное время выпало жить поэту. Но в стихах Лермонтова мы находим отклики на самые важные вопросы жизни.