понедельник, 10 февраля 2020 г.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей сво-его времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточ-ных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 годамучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два за-мечательных вальса и комедию "Горе от ума".

"Горе от ума" - социально- политическая комедия. Грибоедов далв ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства откосной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить раз-витие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: кре-постников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы,что "учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли,служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - бытьбогатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фа-мусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

... Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему!-

Что за тузы в Москве живут и умирают!...

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающеесяв жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель пере-довых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своеговремени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая прог-рамма. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловеч-ность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он даетбеспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии онапроявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого.В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов усту-пить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий бросает:Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная исерьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу пер-чатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!-раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А судьикто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие чер-ты".

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные пер-сонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миромпоказана социальная интрига пьесы.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - лю-бовная. И.А. Гончаров писал : "Всякий шаг Чацкого, почти всякое егослово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье ". Именно не-понятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздра-жению, к тому "мильону терзаний", под влиянием которых он только и могсыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая,кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становит-ся по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, кол-ким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не толькогостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о су-масшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкогонесется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантасти-ческие, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждаетэтот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который он произноситв пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоихконфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайнараскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич!-

Молчалины блаженствуют на свете!-говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обидажжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовс-кому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наибо-лее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний":"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередьсмертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, зап-рятавшийся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет воин, если он Чац-кий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегдажертва".А.С. Грибоедов.