понедельник, 17 февраля 2020 г.

Природа в русской литературе xx века (iii вариант)

Природа в русской литературе xx века (iii вариант)

Землю надо беречь!Отечественные писатели и публицисты, по-моему, первыми про-рвали плотину благостности, которая стояла на пути решения эко-логических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас,в конце XX века, - значит говорить уже не об изменении жизни,как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превраща-ются в сточные канавы с уродливыми утолщениями водохрани-лищ, спасать почвы от эрозии и разрушительных оврагов, спасать"зеленые моря" тайги, спасать сам воздух от все усиливающегосязагрязнения.Наши современные писатели, особенно такие, как Распутин, Ас-тафьев, Залыгин, Белов, Айтматов и другие, первыми выступили стребованием решения экологических проблем. Такие выступлениябыли опасны. Так, например, в таком-то году такой-то писатель-аг-роном подготовил очерк о бедственном состоянии почв и вод. Многолет потребовалось писателю на сбор материала. После несколькихкампаний очерк был рассмотрен в соответствующих инстанциях, апотом было принято решение: "Писатель... нанес огромный вредавторитету Советского Союза", О дальнейших действиях "соответ-ствующих инстанций", думаю, говорить нет смысла. Немало пре-терпели Распутин, Залыгин и другие, оказывавшие сопротивлениезлу - министерствам и ведомствам, своекорыстно защищавшимсвои интересы, а не интересы государства, народа. Но тревожнаясовесть не позволила Распутину смириться с "покорением Сибири"людьми, которые возводили на сибирской реке самую крупную вмире ГЭС, ставили на берегу уникальнейшего озера Байкал лесопо-жирающее чудовище под аббревиатурой ЛПК, заставляли потомст-венных оленеводов разводить свиней, лишив местных жителейпастбищ, охотничьих угодий, морского зверя.Об огромном вреде природе, человеку, нанесенном "стройкамивека", кампанией против неперспективных деревень, которая по-жаром пронеслась по всей стране, сегодня говорит художественнаялитература, в частности Валентин Распутин в повестях "Прощаниес Матерой" и "Пожар"."Пожар" - своеобразное продолжение "Прощания с Матерой".Если Матеру уничтожает разлившееся "море" - водохранилище,то гибель Сосновки - от разложения внутри, от размывания нару-шенных нравственных устоев.Поселок Сосновка, где живут бывшие крестьяне шести затоп-ленных деревень-горемык, больше похож на селение бивуачноготипа. И здесь живут, "не пуская глубоко корни, не охорашиваясь ине обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето пе-релетовать, а потом и зиму перезимовать". Крестьяне, лишенныекорней, и временные рабочие леспромхоза усвоили психологию ар-харовцев, людей, лишенных чувства хозяина земли, своего труда, апотому равнодушных ко всякому делу. Люди безразличны к своимдомам ("в старых деревнях и жизни не могли представить себе беззелени под окнами, здесь и полисадники не выставляли"), к своемупоселку, в котором видят временное пристанище (хотя живут здесьбольше двадцати лет), к тайге.Думая только о плане, бездушно и хищнически вырубают "каж-дый год многие сотни гектаров тайги, распахивая налево и направоогромные просторы... и техника пошла такая, что никакого подрос-та после себя не оставит". Тот же самовал, чтобы подобраться к ку-батуристой лесине, вытопчет и выдавит вокруг все подчистую.План обезлесил тайгу. Тайга становится похожей на лысую гору.Зачем рекорды и перевыполнение плана, думает главный герой по-вести, если после них остаются одни пустоши?Распутин показывает, что безжалостное отношение к среде оби-тания ведет к бездуховности, к упадку нравственности. Повесть"Пожар" пронизана тревогой по поводу утраты жителями Соснов-ки многих важных человеческих качеств, нравственных норм, ко-торые формировались веками человеческого труда на земле. Опас-ная ущербность души человеческой с особой силой проявилась в эк-стремальных обстоятельствах, когда в Сосновке, на ее складах, за-нялся пожар. Тревога писателя не напрасна, ибо не ими ли, не эти-ми утраченными нравственными законами, "не этой ли грудьюединой спасались и спасались в старой деревне в войну и в лихиепослевоенные годы", А теперь все переменилось, "можно сказать,перевернулось с ног на голову, и то, за что держались еще недавновсем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной,превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть лине в предательство".Об экологии природы, об экологии духа, о тяжелых последстви-ях утраты нравственных устоев современным человеком пишетВ. Распутин в повести "Пожар", одном из самых тревожных произ-ведений в нашей литературе.Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мирапронизан роман Ч. Айтматова "Плаха". Разрушение мира природ-ного оборачивается у Айтматова опасной деформацией человека,личности. Причем происходит это повсюду! Ведь то, что происхо-дит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а неместного значения. Такая проблема возникла на исходе XX векаперед человеком повсюду: в Европе и Азии, в Америке и Африке.Разрушая природу, человек разрушает и себя, природу в самом се-бе. Нарушение естественных связей человека и природы ведет квсеобщей катастрофе.Роман "Плаха" начинается темой волков, которая потом пере-растает в тему гибели Моюнкумской саванны. Гибель постигаетМоюнкумы по вине человека, который врывается сюда как хищ-ник, преступник, палачески бессмысленно уничтожающий все жи-вое, что есть в саванне: и сайгаков, и волков.Преступное браконьерство возведено в ранг Государственной по-литики, так как отстрел сайгаков ведется для выполнения планамясосдачи: "требование момента - хоть из-под земли, но датьплан; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план,где мясо, где выполнение обязательств". И вот вертолеты гонятсайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрелыци-ки. "На вездеходах-"уазиках" расстрелыцики погнали сайгаковдальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прице-ла, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузо-вые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди со-бирали дармовой урожай. Сцена страшная, вызывающая такое жесодрогание, как и фашистские палачества.После моюнкумской трагедии на уничтожение обречена и есте-ственная среда обитания волков, что и предопределяет у Айтматовастрашное завершение единоборства синеглазой волчицы Акбары счеловеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего сы-на, и для него наступает конец света.Это не просто литературный ход. Это опять трагическая законо-мерность самой жизни, в которой .сегодня, как никогда прежде, всевзаимосвязано и неразрывно: разрушая и уничтожая природу, че-ловечество лишает жизни будущие поколения, а это и его конец.Роман Ч. Айтматова как крик, как отчаянный призыв, обра-щенный к каждому: одуматься, осознать свою ответственность завсе, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю на-до спасать: угроза ядерной и экологической катастрофы ставит се-годня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия:"Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?" - вот во-просы, звучащие в произведениях наших современных писателей.И набатным колоколом наша литература взывает к людям, каждо-му: спасение мира и человеческих ценностей через совесть, раска-яние, жертву, смелость каждого быть в поле воином.Отличительная черта современной литературы - ее "прибли-женность" к жизни, ее публицистичность. И именно в этой чертетаится то зерно, которое даст жизнь новым реалиям и мировоззре-ниям. Нельзя не отметить, что тема природы получает в современ-ной публицистике более расширенное, глобальное значение. Это те-ма не только о самой природе, а о ее взаимосвязи с человеком. Всев мире цело, неразрывно и взаимосвязано. Вот эту мысль и разви-вают в своих произведениях современные писатели, чтобы показатьчитателю: только при учитывании этого закона можно "осваивать"природу.