вторник, 28 апреля 2020 г.

Женские образы в русской литературе 1 половины xix века (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Женские образы в русской литературе 1 половины xix века (По  произведениям А.С. Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина"Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержаниюпроизведения. Особое внимание в этих произведениях уделяетсяженским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена,писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романедевятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". Мнекажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в "Горе от ума") иТатьяне Лариной (главная героиня "Евгения Онегина") подходитименно это определение.Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости иженской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные.Софья - сложный для понимания человек. Противоречивость еехарактера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это "...смесьхороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякогонамека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономиипрячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна же былаженским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблюТатьяну милую мою!В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразувызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победезалог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весьмилый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительнопоэтической русской природой - простой, лишенной экзотики. Отсюдавозникает характерное противопоставление русской природы,деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной иучтивой вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну длялюбви, общество пересоздало ее". На мой взгляд, это не так. Попав всветское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней,преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душноздесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к беднымпоселянам, В уединенный уголок...Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья,воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключаетсяв том, что она выбирает не чи.н, не знатность, не перспективногоСкалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные,моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. ИзбравМолчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, ис гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и даже сядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что онаи похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленнаяженскому лагерю как личность, героиня сближается с ним каксоциальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимымхарактером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки неполучили, да и не могли получить развития в, обществе, где "Фамусовыи Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложноевоспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало еепредставительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она непонимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до егологичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,который любит ее "по должности". Поступая наперекор моральнымустоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.Например, стараясь использовать общество как оружие противЧацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Этанеопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным дляпонимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясностьее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:мечтательность и практичность, сентиментальность и властность,наивность и холодная расчетливость, способность на истинноестрадание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтениесентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любвикаких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своеговозлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя Ипредается, безусловно, Любви, как милое дитя...Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, котораялюбит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством онарассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни словавольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня несводитСофья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своимлюбимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущностьМолчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она самаобманулась. Именно ее откровенность, искренность инепосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убилов ней истинный народный характер.Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах,поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтическихкрасках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель...Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грезТатьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещениядеревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинскогокабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинаетпрозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, ильеще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Словмодных полный лексикон... Уж ни пародия ли он?Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она поняланаконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби,кроме интереса страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяныисчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и уСофьи.Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературеопытом изображения душевной жизни женщины, который позжезатронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируяпрочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, чтоженские образы в литературе первой половины XIX века имеютпоистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать посовести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, ивсегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочетсяверить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русскихписателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день,из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое,бескорыстное добро.