суббота, 4 апреля 2020 г.

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума".Чацкий и декабристы.

Идеи декабризма в комедии Грибоедова

"Горе от ума" - социально- политическая комедия. Грибоедов далв ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того вре-мени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспи-тании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ковсему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма,кроме того, поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разреша-ются автором так же, как решали их декабристы.

В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразилисьэтические и эстетические воззрения декабристов.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянскогоПросвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название"Гражданский романтизм". Этика, то есть нравственные законы, обязывалигероев произведений декабристов воспринимать общественное как своеличное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию.Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таковлирический герой "Послания Приклонскому" Раевского, который восклица-ет: "Для пользы ближнего жить - сладкая мечта".

В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии"Горе от ума". Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает порокиобщества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образ-ный язык находят для этого обильный материал, а направленность речейво многом схожа с идеями произведений поэтов-декабристов.

Вспомним знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто". В этом мо-нологе Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих поканонам 18 века, черпающих знания из "забытых газет времен очаковскихи покоренья Крыма". Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняю-щих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, которыйвыменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту "ижизнь и честь его спасали".

В другом монологе ("Французик из Бордо...") Чацкий обрушивает-ся на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". Иэто не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переме-нам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей,которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный братСкалозуба, который оставил службу, "в деревне книги стал читать", этопрофессора Петербургского педагогического института, это племянниккнягини Тугоуховской князь Федор- химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эс-тетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческимилицами.

Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Турге-нев, Рылеев, Чаадаев.

Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым П.Я., написавшим"Философические письма", за которые был сурово наказан - объявлен су-масшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.

Комедия "Горе от ума" была написана за год до восстания декаб-ристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площа-ди.

Комедия "Горе от ума" внесла огромный вклад в развитие русскойлитературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедиигражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного ге-роя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешенияжанров. Можно сказать, что вместе с комедией "Горе от ума" родиласьрусская драма. И традиции русской драматургии, включая пьесы Гоголя,Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.