понедельник, 6 апреля 2020 г.

Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)

Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)

Не то, что мните вы - Природа, Не слепок, не бездушный лик. В нейесть душа, в ней есть свобода, В ней есть послушный нам язык. ТютчевЛитература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие вприроде и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - всемолит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое времяпородило огромное количество проблем: экономических, нравственныхи других, но, по мнению многих, среди них само› важное местозанимает экологическая проблема. От ее решения зависит нашебудущее и будущее наших детей. Катастрофа века - это экологическоесостояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давноуже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и несмогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленныхпредприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Ктовиноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек,забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становилсястрашнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений такихзнаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин,Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие. Не может оставитьравнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха". Авторпозволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросамсовременности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, этоотчаянный призыв, обращенный к каждому.В центре "Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своихдетенышей по вине человека. Роман начинается темой волков,перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнетестественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара послегибели своего выводка встречается с человеком один на один, онасильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его,она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный законприроды: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второйвыводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видимту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальностьозера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнеевсего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найтиубежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков -горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом всознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся,израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбаравыше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще нетронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляетвеликодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не толькопротивопоставлены человеку, они очеловечены, наделеныблагородством, той высокой нравственной силой, которой лишенылюди. Животные добрее человека, потому что они берут от природытолько то, что необходимо для их существования, а человек жесток нетолько к природе, но и к животному миру. Без всякого чувствасожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитныхсайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление противприроды. В повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, икровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря навсе существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой,часто не задумывается над тем, какие последствия для общества ибудущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природынеизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.Литература учит, что жестокость к животным и к природеоборачивается для самого человека серьезной опасностью для егофизического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова "Наволков", она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванномзащитить все живое, в действительности же нравственном уроде,который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую больза погибающую природу, современная литература выступает в качествеее защитника. Большой общественный отклик вызвала повестьВасильева "Не стреляйте в белых лебедей". Для лесника ЕгораПолушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символчистого, высокого и прекрасного.В повести Распутина "Прощание с Матерой" поднимается темавымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всехпринимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера,где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строятплотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья,проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почтиничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищаясвою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждоебревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и се сынПавел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто "неполивал потом каждую борозду". Павлу понятна и сегодняшняя правда,он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этойправдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Онауверена, что "правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни".Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у нихпрощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронутьчитателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня тойдеревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин сдетства, общаясь с природой. Против варварского уничтожения лесов,животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучатпризывы писателей, которые стремятся пробудить в читателяхответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к роднымместам - это и вопрос об отношении к Родине.Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцатилет назад американский ученый Барри Коммонер: "Все взаимосвязано,все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает этолучше нас". Эти правила в полной мере отражают суть экономическогоподхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мнекажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то онимогли бы изменить сложившуюся в мире экологически опаснуюситуацию. Все в наших руках!