понедельник, 13 апреля 2020 г.

Традиции и новаторство комедии "Горе от ума"

Традиции и новаторство комедии

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломатАлександр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положилначало расцвету русской реалистической драматургии. В Московскомуниверситете Грибоедов сближается с будущими декабристами,страстно увлекается театром и литературой Вместе с другимипередовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева,Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личногодостоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам.Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился кзащитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, чтоклассицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным,с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развитиянационально-самобытной русской литературы. Вначале пьесыГрибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодыесупруги", "Притворная неверность"), но затем он создает своесобственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетикареализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает иопирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов былодним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. онзакончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ееуспех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедиювраждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин,восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, целькомедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова толькокомедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" былоиспользовано декабристами для пропаганды их политических идей.В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии -столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - "веканынешнего" и "века минувшего". Появление "Горе от ума" предвещалопобеду реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым,раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправиекрепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовьстареющего барина - волокиты Фамусова, и барская расправа. Онаговорит: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барскаялюбовь". Сочувствие закрепощенным народным массам - основгрибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий,составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замыслараскрывается в противопоставлении порочному и паразитическомудворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русскогонарода. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепнознал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал иприменил новый реалистический метод изображения. Все герои даны вдвижении, в развитии, в борьбе нового со старым.В образах и картинах комедии с исторической верностью былавоспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин былобразцом пера, но его герои оставались неизменными на всемпротяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремитсяраскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкинв "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедовраскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественнойсредой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалинстал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барскойсреды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий сгоречью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашейдействительности? До недавнего времени тоже "молчалины"процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это ипривело нашу страну к духовному кризису, слишком много былопокорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждениеиметь".Основной чертой реализма является изображение типическиххарактеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованиюреализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедовкаждому персонажу комедия придает индивидуальные черты исвойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестящезапечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть вовсе времена. В армии можно встретить грубого солдафона(грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильногодядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держитвсех служащих в узде.Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников имолодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, ужесовременников поразил своей жизненной правдивостью и историческойверностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся вестественности, простоте и ясности драматургической композиции,блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическимгением".