среда, 29 апреля 2020 г.

Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети". (Вариант 2)

Образ Базарова в романе Тургенева

Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге-рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразилв романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, вчастности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе-риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База-ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главноедействующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те илииные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевнуюсилу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден-ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своемумировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля-щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис-тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно-чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. Встолкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол-ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо-поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базароваконтрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями,мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав-ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах сПавлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не-нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ-ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате-лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой -умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли ичувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. ГероиТургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, встолкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза-висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа-яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес-тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви-лась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во-обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначалалюбовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает затем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один-цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по-беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой",презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признаваллюбовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьмиее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе).То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он несломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце-ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск-рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя былодоводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемомделе он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае-мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть,чтобы остаться Базаровым.

Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов идетей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал освоем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицотрагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо-вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре-ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу-дущего".И.С.Тургенев.