вторник, 19 мая 2020 г.

Быт и нравы барской Москвы

Быт и нравы барской Москвы

А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) идеятельность проходили под влиянием героической борьбы русскогонарода против Наполеона и революционного движения декабристов.Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа.Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многимииностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливымгосударственным деятелем, одним из лучших дипломатов своеговремени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевнуюкрасоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию.Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству иугнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились вкомедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается противсамодержавно-крепостнического строя. Образом АлександраАндреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека,презирающего реакционное общество, защищающего свободу,гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческиеотношения.Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек, недавновернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит кнебогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем онслужил в Петербурге, был "с министром знаком", но бросил службу, нежелая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостногоправа. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. Вкомедии "Горе от ума" Чацкий показан во враждебном окружении.Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых иЗагорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостаткитогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизмдворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии многодействующих лиц, представляющих московское дворянское общество.Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович,Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включитьв пьесу и придворные, круги. Поэтому "Горе от ума" дает широчайшуюкартину жизни русских людей начала XIX века.Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются ивысмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. СамФамусов - богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы.Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, можетпродать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зоветПетрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их.Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины ибогатство. "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе непара", - говорит Фамусов. А далее он добавляет: Вот, например, у насуж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, даесли наберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених.К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважаетлесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "настарших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкийвозражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, чтонужно служить "делу, а не лицам".Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятсязаписаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" являетсяподхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым,привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил егоугождать всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду яслужить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, дляизбежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушиечеловека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь всредствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "подолжности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют насвете!". Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто кслужбе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает:"подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я отвеселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этихремесла есть тьма искусников, я не из их числа."Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины вармии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии,Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чиныи награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что еготоварищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих - Вакансиикак раз открыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь,перебиты.Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевскоговремени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки",- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки."Ученостью меня не. обморочишь", - говорит он, приветствуя проект,по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохраняттак: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступаетпротив просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество нелюбит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вотпричина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел,и мнений", - говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря обобразовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних Отпансионов, школ, лицеев...Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб,Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являютсяотображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные,боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишьна приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляютединый лагерь реакции, попирающей все живое.Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкийосуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает,когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себякак дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ликогда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя поязыку пас не считал за немцев!Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Этопризыв к борьбе за национальное достоинство.Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью,умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало еепредставительницей общепринятых в барской Москве взглядов,приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природныеданные не могли получить в фамусовском обществе своего правильногоразвития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя иувидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет -уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его,и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется,благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Онбудущему тестю равный.В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества,она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила,"она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни однаструя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Софье, позаключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого".Главный герой комедии противостоит обществу невежд икрепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов,мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "Асудьи кто?" он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, вкотором русский народ превратился в предмет купли и продажи, гдепомещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... нераз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека,гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русскийнарод, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал кборьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видетьРоссию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах,разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума",направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивостьнежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Онценит национальную культуру, часто использует простонародныевыражения.Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурюпротестов в дворянской среде. Передовые люди того времени,наоборот, горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В.Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкостьиронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства...Какие типические характеры; какой язык, какой стих - энергический,сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихиГрибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились междуобразованными людьми по всем концам земли русской!"Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое значение. Еепоказывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся инегодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завеспередовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова вРоссию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскуюМоскву времен Грибоедова.