воскресенье, 24 мая 2020 г.

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого ("Война и мир") и Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого (

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и ми-ра" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Онпроявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики допостроения системы персонажей и приемов психологического изображения.Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто де-монстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело-века.

В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содер-жится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война"означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только собы-тия, происходящие на поле сражения; война может происходить в повсед-невной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безу-хова/ и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении яв-ляется слово "мир": миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность лю-дей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Войнаи миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных чернови-ках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-лясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Бо-рисе Годунове":

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становитсяключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это ка-тегория универсальная, это жизнь, это вселенная.

С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление инаказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле."Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные фи-лософские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничива-ется двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие лю-дей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытываетсвоих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности вовремени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-ниям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Ге-рои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законыжизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своемромане Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Ан-ны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, сбездушной машиной.

Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправиль-ность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправиль-ные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чемантичная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту/ смех Наташив тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автортакже противопоставляет стихийное разумному, естественное театрально-му. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее,чем рассудочное поведение Сони.

Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон.Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остает-ся актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некиеантичные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Куту-зов. Он является истинным выразителем духа нации.

"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Ку-рагиных.

Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изоб-ражении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуявсю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удач-ного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свойпистолет.

В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда неизображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив,непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом:бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индиви-дуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны иидеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суднад Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

Приемы, которые Достоевский использует в создании образнойсистемы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевс-кий прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый порт-рет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершенияпреступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасныхглазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставилотрагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приемоказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов,для Толстого и Достоевского.М.Е.Салтыков-Щедрин.