понедельник, 4 мая 2020 г.

Евангельские мотивы в русской литературе xx века (1 вариант)

Евангельские мотивы в русской литературе xx века (1 вариант)

Иудеи отвечали ему: мыимеем закон, и по закону нашемуОн должен умереть, потому чтосделал Себя Сыном Божиим.И опять вошел в преторию,и сказал Иисусу: откуда Ты? НоИисус не дал ему ответа.БиблияСоциальные потрясения, вызванные революцией 1917 года,привели к разрушению веками устоявшихся нравственных норм вроссийском обществе. Революция - это тот рубеж, который заста-вил людей перечеркнуть свое прошлое. Она почти уничтожила самопонятие жизни духа, отделила Церковь от государства и призналарелигию антизаконным, общественно опасным явлением. Человекне находит источника морали и нравственности, по которому онсмог бы строить свою жизнь. Образовавшийся вакуум в мировоз-зрении людей старательно заполнялся новой коммунистическойидеологией. Идея "светлого будущего" была поставлена выше чело-веческих отношений: семейных уз, любви, дружбы.Русская литература пытается вернуть интерес своего читателя квечным нравственным принципам Библии, она в это время проник-нута евангельскими мотивами.М. А. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" говорит о том,что человек сам волен выбирать, по каким нравственным законамон будет жить.В произведении две сюжетные линии. Одна развивается в совре-менном мире, другая - в далеком прошлом. В последней Булга-ков, заимствуя евангельский сюжет, по-другому расставляет акцен-ты и излагает собственную версию пришествия Христа. Все произ-ведение Булгаков строит вокруг этой фигуры Спасителя. Уже впервой главе Берлиоз в разговоре с Иваном Бездомным отрицаетсуществование Христа как реально жившего человека, утверждая,что он - выдумка и миф. Именно в этот момент появляется Сата-на, принимающий облик профессора Воланда. Этот образ соединяетдва сюжетных плана в романе: исторический и современный. ОбразВоланда воспринимается неоднозначно. Фигура Сатаны вызываетассоциации с адом, страшными мучениями, грехопадением и иску-шениями. Сам Булгаков в эпиграфе к роману дает противоречивуюоценку этому образу: автор играет со словами, с устоявшимисявзглядами читателя. Воланд - "...часть той силы, что вечно хочетзла и вечно совершает благо". Из уст профессора читатель вместе сБездомным и Берлиозом узнает все подробности разговора междуИешуа и Пилатом. Акценты расставлены так, что Сатана являетсялишь посторонним наблюдателем, а вина за распятие Сына Божие-го ложится на людей, не принявших Божьих заповедей. Автор ужес первых страниц романа показывает безнравственность людей,живущих не по евангельским законам.Булгаков не пытается дать вторую версию распятия Христа, ондаже меняет имя Иисуса на Иешуа, а название города Иерусалимзаменяет на Ершалаим. Этим, по моему мнению, автор хочет пока-зать, что он не поднимает руку на Евангелие, но и не создает паро-дию.Образ Иешуа в романе лишен божественного библейского орео-ла, но булгаковский Га-Ноцри ближе и понятнее, его воспринима-ешь как реально существовавшего человека. Булгаков наполнил об-раз Иешуа любовью к ближнему и смирением.В романе присутствуют еще несколько отступлений в прошлое.В одном из них автор вступает в противоречие с библейским трак-тованием дальнейшей судьбы Иуды: булгаковский Иуда - это не-раскаявшийся человек, погибающий таинственной насильственнойсмертью по приказу Пилата, а не от собственной руки.Современный план романа насыщен персонажами и богат собы-тиями. Здесь Булгаков уделяет равное внимание нравственной исоциальной проблематике. На примере Берлиоза автор показывает,как образование без жизни духа может привести к законченномуатеизму. "Каждому по вере воздастся". Берлиоз после смерти ухо-дит в небытие.Тема творческого предназначения писателя в романе тесно свя-зана с религиозной тематикой. Образы Мастера и Бездомного свя-заны не только композиционно, но и тематически. Они оба писалио Христе, но Бездомный создавал конъюнктурное произведение, аМастер действовал лишь в согласии со своим сердцем и разумом.Иван Бездомный - человек, затянутый в круговорот атеистиче-ской идеологией, через страдания приходящий к пониманию и ос-мыслению жизни, к божественным принципам бытия.Булгаков показывает низменность людей, живущих лишь мате-риальными интересами. Во время представления в театре Воландговорит: "Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегдабыло... Человечество любит деньги... Ну, легкомысленны... ну, чтож... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенныелюди... в общем, напоминают прежних..."Булгаков делает Воланда предельно объективным, когда он до-казывает неизбежность существования зла: "...что бы делало твоедобро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, ес-ли бы с нее исчезли тени?" Новое - это хорошо забытое старое.Эта мысль является основой построения человеческого бытия. "Мыговорим с тобой на разных языках, как всегда, - отозвался Во-ланд, - но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются".Не надо выдумывать новых ценностей, просто нужно открытьЕвангелие и прочитать Божьи заповеди.