понедельник, 23 августа 2021 г.

Основные причины конфликта Чацкого с Фамусовским обществом

Основные причины конфликта Чацкого с Фамусовским обществом

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за об-разцы?Л. С. Грибоедов Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия "Горе от ума", переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому "Путешествию из Петербурга в Москву". Смертный приговор писателю — миссия в Персию — был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила... Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось в его недрах. Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни. Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появ-ляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил ос-новной конфликт эпохи — столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестни-ками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее. Грибоедов показал человека нового типа, деятельно-го, неравнодушного, способного выступить против кре-постничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты "века нынешнего", в котором "... истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания". Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов. Фамусовское общество, хранящее привелегии и тра-диции "века минувшего", века покорности и страха, за-щищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества "ум — это умение сделать карьеру", "награжденья брать" и "весело пожить". Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: "Забрать все книги бы да сжечь", "Ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений". Главная задача этого общества — сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, "как делали отцы". Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: "поют все песнь одну и ту же", "сужденья черпают из забытых газет". А Фамусов всех наставляет: "Учились бы, на старших глядя". Путь к заветному благополучию — это, например, карьера Максима Петровича:Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб. Здесь все, по выражению Чацкого, не "служат", а "прислуживаются". Ярче всего это проявляется у Мол-чалина, которого отец научил "угождать всем людям без изъятья", и даже "собаке дворника, чтоб ласкова была". В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молча-лин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии ("чинишки", "местечки"), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает "умным и бодрым". Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы "в науки вперить ум, алчущий познанья", или заняться искусством "творческим, высоким и прекрасным". Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим — единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого! В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, "в деревне книги стал читать"; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор — химик и ботаник. Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами. Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да "прислуживаться тош-но". Мы знаем, что Чацкий "славно пишет, переводит", как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев... До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий. С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает "всю желчь и всю досаду", и уезжает, оставив "мучителей толпу" наедине с клеве-той, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором — словом, с пустотой дряхлеющего света. В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою. Спустя полвека после создания комедии, когда чац-кие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвра-щались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями "России верные сыны". Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, "естественный" ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед — "за честь отчизны, за убежденья, за любовь".