воскресенье, 22 августа 2021 г.

Современная авторская песня

Современная авторская песня

Современная авторская песня. Этим названием обозначается целыйэтап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. Вавторской песне можно отметить много течений, направлений,литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 1950-хгодов, к времени, которое сегодня принято называть "хрущевскойоттепелью". Тогда центром авторской или, как называли ее самисоздатели, самодеятельной песни стал Московский государственныйпедагогический институт, в котором одновременно учились и писалисвои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и,конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни.Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин,Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтовнемало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя ихпроизведений: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой,будь то геолог, турист или строитель новых городов. Oн презираетмещанский уют, как и положено герою романтической поэзии. Его мир- это горы, тайга, нехоженые пространства. Тогда же, в конце 50-х, впоэзию приходит и автор-исполнитель, впоследствии очень крупныйпрозаик и поэт Булат Окуджава. Мир его лирики несколько иной - егогерой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но нев горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое -предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинскоевремя с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и началовека,чьи герои - "господа юнкера", оставшиеся на полях германской войны;и времена гражданской войны с их героиней - "комсомольскойбогиней". Примерно тогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью1961 года стали создаваться и первые стихотворения-песни ВладимираВысоцкого, безусловно, самого яркого создателя авторской песни. Впоэзии В.Высоцкого, в самой его человеческой и творческой судьбенеобычайно точно отразился век, время, в которое жил художник.Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой. Онне дождался официального признания, его книги увидели свет ужепосле смерти автора и сразу же стали литературным событием надолгие годы. Но уже при жизни поэт узнал иную, подлинную славу: егоголос был услышан, его песни пели и слушали люди самых различныхлитературных вкусов, пристрастий, образованности. В каком-то смыслеВ.Высоцкий был едва ли не единственным поэтом, который объединилсвоим творчеством такой широкий круг читателей - от людей, незнающих наизусть ни одной поэтической строки, до специалистов-гуманитариев. Очень точное определение В.Высоцкому даноА.Вознесенским: "шансонье всея Руси". Со времени смерти поэтапрошло уже немало лет, сегодня все его произведения, включая прозу,изданы, миновал и тот ажиотаж вокруг его поэзии, который поднялсясразу после его похорон, но стихи поэта продолжают жить. Сегодня оВ.Высоцком написано бесконечно много воспоминаний, исследований,статей. Все яснее видится, какого масштаба это был художник.Творческое наследие В.Высоцкого необычайно обширно, песен онсоздал тысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведенийтоже несть числа. В становлении творческой индивидуальности поэтанесомненную роль сыграло то, что он человек театра. Вот и в стихах ончасто театрален, они порой приближаются к маленькому спектаклю илимонологу из спектакля. Поэтому так часто происходила путаница -В.Высоцкого, как он сам вспоминал, спрашивали, не работал ли оншофером, не летал ли, не сидел ли. Так же можно было бы, не знаягода его рождения - 1938 - спросить, не воевал ли он? Нет, не воевал,но написал много песен о войне, и всегда в них какой-тонеожиданный, особый поворот военной темы, прежде всего, интерес кчеловеческим чувствам - так, в песне "Он не вернулся из боя" смертьобрывает диалог двух друзей на полуфразе: "а в ответ - тишина". Влюбом песенном сюжете В.Высоцкому важно раскрыть, прежде всего,мир личности, человеческий характер. Раскрывается человек отчетливеевсего в экстремальных ситуациях - потому так часто они появляются впроизведениях поэта, варьируясь в очень широком диапазоне. Это иситуации большого спорта, и случаи из жизни людей необычных,мужественных профессий - например, шоферов дальних рейсов насевере. Сам поэт декларировал это в популярной когда-то, в 60-х,"Песне о друге" ("Если друг оказался вдруг..."):"Парня в горы тяни - рискни!Не бросай одного его:Пусть он в связке в одной с тобой -Там поймешь, кто такой".Немало песен В.Высоцкого написано в сатирическом жанре.Предметом насмешки могут быть явления самого разного рода - встихах поэта целая галерея сатирических типов застойного времени.Сатира В.Высоцкого чаще всего двойственна: он смеется над своимиперсонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне"Смотрины": мрачная картина разгула, когда люди "все хорошее в себедоистребили", - и вместе с тем пронзительной жалостью звучащиеслова: "А дома баба на сносях,/ Гусей некормленных косяк,/ Да делодаже не в гусях,/ А все неладно". Эта же двойственность и визвестнейшей песне "Диалог у телевизора" (известной еще и подназванием "Диалог в цирке"). Разговор Зины и Вани не просто смешон- за репликой героя "Домой придешь - там ты сидишь" - ощущениебезысходности, замкнутого круга.Стихотворения-песни В.Высоцкого чрезвычайно неоднородны пожанру. У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.Особое место среди произведений поэта занимают песни-притчи,построенные на аллегории. Так, песня "Охота волков" написана нестолько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе запретов ивпитавшем их в плоть и кровь:"Оградив нам свободу флажками,Бьют уверенно, наверняка...Наши ноги и челюсти быстры -Почему же, вожак, дай ответ -Мы затравленно мчимся на выстрелИ не пробуем - через запрет?!"Такой же философский подтекст можно обиаружить и в других, напервый взгляд, просто забавных и шуточных, песнях В.Высоцкого -например, в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука - апотому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный: так уж уаборигенов принято. А вот кто эти аборигены, - это читатель-слушательугадывал легко. А в песне, которая и названа "Притча о Правде и Лжи"- непростые размышления автора о вечных истоках, выраженные черезаллегории, которые восходят к традициям устного народного творчестваи древнерусской литературы.Творчество поэтов - авторов и исполнителей своих песен, таких, какбарды "первого призыва" Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, сталоодной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий.В последние годы в авторской песне появилось немало новых имен:А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, Ю.Шевчук. Но это уже иноехудожественное явление.